• Приглашаем посетить наш сайт
    Грин (grin.lit-info.ru)
  • Бердникова Т. В.: Функции диалога в поэтическом тексте (на материале лирики А. А. Ахматовой и И. Ф. Анненского)

    Текст и контекст в литературоведении: Сб. научных статей по материалам межд. конф. XI Виноградовские чтения: Текст и контекст: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты, посв. 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя (12-14 ноября 2009 г.) - М: МГПУ; Ярославль: Ремдер, 2009. - 236 с. - С. 43-46.

    В поэтических системах значительное место занимают стихотворения с диалогическими структурами. Диалогическая структура лирического произведения – это совокупность истинного диалога с реплицированием адресанта и адресата и неполных диалогов с инициальной репликой (т. н. квазидиалогов) вместе с ремаркой автора или участника диалога, включающей звуковой, жестовый, эмотивно-интеллектуальный и ситуативный комментарий к репликам.

    Своеобразие лирического жанра находит отражение и в организации диалогических структур, и выявление языковых особенностей диалога в поэтическом тексте представляет научный интерес как в плане языковой специфики идиостиля, так и в аспекте общей теории диалога.

    Специфика поэтического диалога состоит в том, что все экспрессивно-смысловые «нити» (В. В. Одинцов [1]) собираются к единому центру – реплике. В текстах, содержащих диалог, реплика является эмотивной доминантой стихотворения. Будучи эмотивной доминантой стихотворения, реплика в поэтическом диалоге отражает сознание автора и сознание персонажей.

    Поэзия XIX века (главным образом А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева) приблизила лирический текст к диалогу, к выделению лирических субъектов, к отражению естественного диалога и в поэзии начала XX века актуализируется проблема диалогичности как коммуникативного и языкового явления. Особенно ярко диалогическая структура представлена в лирике двух выдающихся поэтов Серебряного века – А. А. Ахматовой и И. Ф. Анненского.

    Чтобы определить особенности функционирования диалогических структур в поэтическом тексте, обратимся к структурно-семантическим разновидностям диалога. В поэтическом тексте, как и в разговорной речи, диалог может быть двух разновидностей: гармоничным и негармоничным (Т. Н. Колокольцева [2]). При гармоничном диалоге реплики участников диалога постепенно сменяют друг друга, обеспечивая смену ролей говорящего/ слушающего. Гармоничный диалог предполагает согласованность стратегий и тактик собеседников, взаимоприемлемую тональность общения, достижение взаимопонимания и согласия сторон. Негармоничный диалог характеризуется «1) несогласованностью или даже конфронтативностью речевых стратегий и тактик собеседников; 2) возможностью неприемлемой хотя бы для одного из участников тональности речи; 3) отсутствием подлинной заинтересованности предметом обсуждения и содержанием высказанного; 4) вербальным или паралингвистическим выражением негативных установок по отношению к содержанию речи или к личностным особенностям собеседника; 5) отсутствием эффективного результата коммуникативного акта» [2: с. 169].

    Для поэтической системы А. А. Ахматовой свойственны диалоги негармоничного типа, что связано с особой драматизацией лирического текста: И спросил меня тихо чужой человек, / Между сосенок встретив одну: / «Ты не та ли, кого я повсюду ищу, / О которой с младенческих лет, / Как о милой сестре веселюсь и грущу?» / Я чужому ответила: «Нет!» [3: т. 1, с. 281]. В стихотворении представлен диалог лирической героини с духовно не близким, «чужим» человеком. Одна реплика представляет собой развернутое высказывание, вторая же лаконична. Эмоциональная несоотнесенность высказываний порождает конфликтную, негармоничную направленность диалога.

    Посредством диалога лирическая героиня характеризуется как любящая мать: «Где, высокая, твой цыганенок, / Тот, что плакал под черным платком, / Где твой маленький первый ребенок, / Что ты знаешь, что помнишь о нем?» // «Доля матери – светлая пытка, / Я достойна ее не была. / В белый рай растворилась калитка, / Магдалина сыночка взяла. // <...> Станет сердце тревожным и томным, / И не помню тогда ничего, / Все брожу я по комнатам темным, / Все ищу колыбельку его» [3: т. 1, с. 177]. Реплика-стимул порождает развернутый рассказ лирической героини о своем горе. Постепенное нарастание эмоциональности в реплике-стимуле (вопросе) достигает своей кульминации в последней строке. В ответе же представлено объяснение, которое характеризуется эмоционально сдержанным тоном. Строфы ответной реплики строятся таким образом, что каждая последующая строфа передает волнения лирической героини с разных сторон: в первой строфе представлено мистическое понимание горя (связь с библейским сюжетом), во второй – отражение физического восприятия (плач во сне), в третьей строфе описание внутренних волнений достигает кульминации и представляет собой сочетание внутренних и внешних проявлений переживаний героини.

    Гармоничный диалог предполагает наличие общей атмосферы коммуникации, атмосферы воспоминаний, общей темы. Примером гармоничного диалога в поэзии А. Ахматовой служит диалог, протекающий в атмосфере застолья. Лирический герой произносит тост, его речь ориентирована на монолог. Этот тост продолжает другой участник, поддерживается нарративный характер диалоговедения. Реплики объединяются общей тематикой, тематикой тоста. В структурном отношении реплики сменяются посредством повтора противительного союза «а» в конструкции присоединения и противопоставления: Хозяин, поднявши полный стакан, / Был важен и недвижим: / «Я пью за землю родных полян, / В которой мы все лежим!» // А вдруг, поглядевши в лицо мое / И вспомнив Бог весть о чем, / Воскликнул: «А я за песни ее, / В которых мы все живем!» / Но третий, не знавший ничего, / Когда он покинул свет, / Мыслям моим в ответ / Промолвил: «Мы выпить должны за того, / Кого еще с нами нет» [4: т. 1: с. 242].

    персонажей, но и виртуальной коммуникацией неодушевленных предметов: И щемящей укоризне / Уступило забытье: / «Это – праздник для нее. / Это – утро, утро жизни» [5: с. 125]. В данном случае выступает так называемый «ложный диалог» или «монологический диалог» (Л. П. Якубинский [6]), при котором реплика одного участника диалога не предполагает ответную реплику. В лирике И. Анненского диалоги направлены не на передачу психологических коллизий, драматизма жизненных ситуаций персонажа, как в поэтике А. Ахматовой, а на раскрытие взаимоотношений между лирическим героем и миром «Не-Я», представленным силами природы, образами жизни и смерти, образами призраков, теней и т. д. Сознание лирического героя является раздвоенным и представлено посредством коммуникации с миром «Не-Я», с самим собой, имеет место автокоммуникация.

    Негармоничный диалог представлен в стихотворении «Квадратные окошки», где момент узнавания завершает диалог. На протяжении всего диалога участники как бы подхватывают мысль друг друга и в то же время перебивают друг друга. В качестве собеседника лирический герой выбирает абстрактное явление – воспоминание, с которым он ведет диалог, как с одушевленным существом: «Молчи, воспоминание, / О грудь моя, не ной! / Она была желаннее / Мне тайной и луной. // За чадру ж сребролистую / Тюльпанов на фате / Я сто обеден выстою, / Я изнурюсь в посте!» [5: с. 113]. И выбор собеседника, и возможность ведения с ним диалога характеризуют лирического героя как одинокого человека, находящегося в душевном разладе с самим собой и с окружающим миром.

    Итак, диалог в поэтическом тексте выполняет не столько функцию развития сюжета, сколько роль характеризации лирических героев и драматизации действия.

    Литература:

    1. Одинцов В В. Стилистическая структура диалога / В. В. Одинцов // Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. М.: Наука, 1977. – С. 99-129.

    – 257 с.

    3. Ахматова А. Собр. соч.: в 6 т. М.: Эллис Лак, 1998-2000.

    4. Ахматова А. Собр. соч.: в 2 т. М.: Правда, 1990.

    – 640 с.

    6. Якубинский Л. П. О диалогической речи. // Якубинский Л. П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. – С. 17-59.