• Приглашаем посетить наш сайт
    Сумароков (sumarokov.lit-info.ru)
  • Чернова О. Н.: Методическое наследие И. Ф. Анненского

    Из педагогического наследия,
    Вып. 1, Смоленск 2001

    И. Ф. Анненский стал известен как поэт и переводчик лишь в первом десятилетии XX в. Настоящая, достойная его творений слава, пришла к нему лишь во второй половине столетия, хотя виднейшие поэты серебряного века, прежде всего А. А. Ахматова, считали его своим предтечей и учителем. Педагогическое наследие И. Ф. Анненского, явившееся результатом его почти двадцатилетней работы в сфере народного просвещения (в 1890-1909 он занимался преподавательской и административной работой в учебных заведениях Киева, Санкт-Петербурга), по сегодняшний день недостаточно известно широкому кругу педагогов-словесников, дидактов и методистов. Имя Анненского-методиста не вошло ни в одну учебную хрестоматию по истории методики, его работы не анализируются ни в одном учебнике по методике преподавания для высшей школы.

    Взгляды и подходы И. Ф. Анненского на проблему развития самостоятельности учащихся, характер творческого процесса школьников отражены в ряде его статей, журнальных публикациях, в набросках и конспектах лекций. Педагогический архив И. Ф. Анненского до настоящего времени не исследован и не опубликован.

    Лишь в конце 90-х гг. XX в. появились первые публикации, в которых началось рассмотрение своеобразия взглядов И. Ф. Анненского как методиста и учителя словесности. Первые статьи об Анненском-методисте принадлежат Г. С. Меркину1, Т. М. Зыбиной2, О. С. Рябиковой3, О. Ю. Головинской4. Научно-педагогическая и литературная деятельность И. Ф. Анненского в Ученом Комитете Министерства Народного просвещения отражена в исследовательской работе А. И. Червякова5.

    В своих исследованиях авторы опираются на отдельные статьи И. Ф. Анненского, опубликованные в основном в журнале «Русское слово», которые затем не переиздавались и под одной обложкой не собраны и не изданы. Публикации в "Русском слове" - лишь часть достаточно обширного методического наследия И. Ф. Анненского. Первые методические публикации относятся к 1887 году. В журнале «Воспитание и обучение. Ежемесячный педагогический листок» были опубликованы его статьи: «Поэзия Я. Полонского как педагогический материал», «Сочинения гр. А. Толстого как педагогический материал». И. Анненский, останавливаясь на поэтических особенностях творчества русских поэтов, подчеркивал их роль в воспитании у учащихся любви к природе, к истории народа, родному языку. Это отметил современный исследователь творчества поэта А. Федоров: «... Обе они о поэтах, о поэзии, но, как видно уже по заглавиям, имеют педагогическую, почти эстетическую воспитательную направленность, написаны в помощь учителю»...6

    В 1888 г. И. Ф, Анненский выступал в собрании преподавателей русского языка при педагогическом музее военно-учебных заведений с сообщением «Первые шаги в изучении словесности», где он обосновал важность педагогических приемов в изучении русской филологии, выстроил цельную методическую программу изучения теории словесности, особое внимание уделил самостоятельной работе учащихся.

    Несомненный интерес представляет вышедшая отдельной брошюрой речь «Пушкин и Царское Село», произнесенная И. Ф. Анненским в бытность его директором царскосельской мужской гимназии 27 мая 1899 года на Пушкинском празднике в Китайском театре в Царском Селе7. Речь не только отражает достоинства гения русской поэзии, но и является образцом владения русским словом, изяществом языка, простотой изложения. Не менее важны и другие научно-методические публикации и архивные материалы по проблеме.

    В первый выпуск, предлагаемом вниманию читателя издания, входят статьи, опубликованные в журнале «Воспитание и обучение», и материалы, вышедшие отдельными изданиями в 1899 году.

    Педагогические работы, конспекты лекций, письма редакций педагогических журналов до сих пор мало изучены. Публикация в данном томе отдельных архивных документов представляет дополнительные факты к личности И. Ф. Анненского как педагога и методиста.

    Во втором томе читатель сможет познакомиться с методическими статьями И. Ф. Анненского, написанными им в 80 - 90-х гг. XIX в. и опубликованными тогда же в журнале «Русская школа».

    С. 3-5.

    Сноски:

    1. См.: Идея развития творческих возможностей личности в педагогическом наследии И. Анненского // Русская филология: Ученые записки Смоленского гуманитарного университета. - Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994. - С. 422-431; об Анненском-методисте см. также в книге: Меркин Г. Проблема сотворчества на уроках и во внеклассной работе по литературе. - Смоленск: СГПИ, 1995. - С. 14-22. Чернова О. Н. Статья И. Ф. Анненского «А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии» // Проблемы художественного мира русской литературы: Филология и методика: Первый аспирант. сб. / Смоленский гос. пед. ин-т; Кафедра лит-ры и фольклора. Смоленск, СГПУ, 1998, с. 40-45.

    2. Зыбина Т. М.

    3. Зыбина Т. М., Рябикова О. С. И. Ф. Анненский - учитель словесности // Культура. Филология. Методика. Сборник трудов в честь 60-летия профессора Г. С. Меркина. - Смоленск: СГПУ, 2000. - С. 131-146.

    4. Головинская О. Ю. 2000. -С. 120-131.

    5. И. Ф. Анненский. Материалы и исследования / Пол редакцией А. И. Червякова. - Вып. 1. - Иваново, 2000.

    6.

    7. Пушкин и Царское Село И. Анненского. - СПб.: Парфенон, 1921.

    Раздел сайта: