• Приглашаем посетить наш сайт
    Бунин (bunin-lit.ru)
  • Фёдоров А. В. Поэтическое творчество Иннокентия Анненского.
    Сноски

    Часть: 1 2 3 4 5 6
    Примечания

    Сноски:

    1. Альманах «Литературная мысль», 3. Л., 1925.

    2. См. сборник «Первые литературные шаги», составленный Ф. Ф. Фидлером. М., 1911.

    3. А. Я. Головин. Встречи и впечатления. Воспоминания художника. М. -Л., 1940, стр. 98-99.

    4. Центральный гос. архив литературы и искусства (дальше всюду — ЦГАЛИ).

    5. Из письма к Н. П. Бегичевой от 20 января 1907 г.; цитирую по статье Е. Р. Малкиной «И. Анненский» в «Литературном современнике», 1940, № 6-7. В статье Малкиной нет обращения к такому источнику.

    6. Из неопубликованного письма от 7 января 1901 г. (ГПБ), Malgré tout (франц.) — несмотря ни на что. Опубликовано в КО, см. страницу в архиве.

    7. Из неопубликованного письма от 2 августа 1905 г. (ГПБ). Опубликовано в КО, см. страницу в архиве.

    8. Имеются в виду участившиеся в это время нападки (в печати и в публичных выступлениях) на классическое образование.

    9. Из неопубликованного письма от августа 1900 г. (ГПБ). Опубликовано в КО, см. страницу в архиве.

    10. ЖМНП, 1910, № 3, отд. IV, стр. 45.

    11. ЖМНП, 1910, № 3, отд. IV, стр. 47-48.

    12. «Гермес», 1909, № 20, стр. 609.

    13. Посмертные стихи Иннокентия Анненского под ред. Валентина Кривича. Пг., 1923, стр. 100-101.

    14. Художественная слабость и неоригинальность ранних стихотворений Анненского — причина, по которой они не включены в состав настоящего собрания.

    15. «Литературная мысль», 3. Л., 1925, стр. 223.

    16. «Литературная мысль», 3. Л., 1925, стр. 223-224; приведено и здесь по этому же тексту, совпадающему со списками ЦГАЛИ, ф. 6, ед. хр. 27 и 29. Несмотря на заглавие, является совершенно самостоятельным стихотворением.

    17. Отрывки приводятся впервые по списку ЦГАЛИ.

    18. ЦГАЛИ.

    «Весы», 1904, № 4, стр. 62-63 (под псевдонимом «Аврелий»).

    20. А. Блок. Собр. соч., т. 10. Л., 1935, стр. 286 (первоначально в газете «Слово», 1906, № 403, 6 марта, «Литературное приложение» № 5).

    21. Ср. следующее место из письма М. Волошина (1909 г., без даты) к Анненскому: «Вы существовали для меня до самого последнего времени не как один, а как несколько писателей. Я знал переводчика Эврипида, но вовсе не соединял его с тем, кто писал о ритмах Бальмонта и Брюсова. Я помнил, как однажды Алекс. Вас. Гольдштейн (Вебер), говоря о Михайловском, прибавила: «Михайловский образованный человек? Все, что он знал о литературе, он знал из разговоров И. Ф. Анненского». И, конечно, этого И. Ф. Анненского я не мог соединить с И. Анненским, «молодым» поэтом, которого «Гриф» со строгим выбором печатал в "Перевале"» (ЦГАЛИ).

    22. «Киевская мысль», 1910, № 205, 27 июля.

    23. ЖМНП, 1910, № 3, отд. IV, стр. 45.

    24. Переиздана в 1919 году.

    25. Посмертные стихи. Пг., 1923, стр. 5. Предисловие В. Кривича (Анненского).

    26. В. Перцов. Реализм и модернистские течения в русской литературе начала XX века. — «Вопросы литературы», 1957, № 2, стр. 67.

    27. В. Брюсов. Далекие и близкие. М., 1912, стр. 160.

    28. Там же, стр. 159.

    29. А. Блок. Собрание сочинений, т. 10. Л., 1935, стр. 286.

    30. См. цитированную выше рецензию «Киевской мысли» (1910, № 205) на «Кипарисовый ларец».

    31. А. Бурнакин. Мученик красоты. — «Искра», 1909, № 3; А. Бурнакин. Эстетическое донкихотство. Литературные заметки.—«Новое время», 1910, № 12398.

    32. «Вторая книга отражений», СПб., 1909, стр. 75.

    33. «Книга отражений», СПб., 1906, стр. 57.

    34. В «Литературном обществе» собирались литераторы весьма разных направлений и разной политической ориентации (В. А. Мякотин — публицист и историк, деятель полукадетской Трудовой народно-социалистической партии, Б. Г. Столпнер — философ, сочетавший занятия марксизмом с интересами к «богоискательству»).

    35. Т. е. социал-демократом.

    36. ЦГАЛИ.

    37. ЦГАЛИ.

    38. ЦГАЛИ, ф. 6, on. 1, ед. хр. 57.

    39. Там же.

    40. Там же.

    42. Там же.

    43. ЦГАЛИ, ф. 6, оп. 1, ед. хр, 57.

    44. Там же.

    45. Анненский ни разу не обращался к жанру повествовательной прозы или драмы на бытовой современный сюжет. Тем более требует упоминания сохранившийся в его архиве автограф — отрывок плана неизвестного, по-видимому, драматического произведения с бытовым содержанием. Приводим его: «Действие происходит через год после смерти старшего Мамертынского... Крайняя нужда. Пристают кредиторы. Всё мало-помалу продают. Старуха Мамертынская не злая, но чванная и глуповатая женщина, фантазерка. Дочь нервная, учительница музыки. Сын — бывший студент. Молодая Мамертынская. Женихи. Массажистка. Мальчик в колонии. Поэт, который делается контролером конно-железных дорог. Я решил задачу жизни. Мы должны существовать для блага домовладельцев...» (ЦГАЛИ).

    46. На общем фоне модернистской драматургии выделяется силой и правдой своего лиризма театр Блока — поэта, сумевшего дать и характеры персонажам своей последней, наиболее зрелой, драмы «Роза и Крест», которая недаром заинтересовала Станиславского.

    «Золотом руне», 1907, № 2-3).

    48. Валерий Брюсов. Полное собрание сочинений и переводов, т. XV. СПб., 1914, стр. 124.

    49. Этой же задаче служат и художественные особенности языка действующих лиц, о чем см. ниже, в следующей главе.

    50. Архив ИМЛИ им. Горького АН СССР. Цитата приводится из статьи В. О. Перцова «Реализм и модернистские течения в русской литературе начала XX века. — «Вопросы литературы», 1957, № 2, стр. 65.

    51. «Аполлон», 1909, № 1, стр. 17.

    53. Там же, стр. 22.

    54. Интересный стилистический анализ отдельных стихотворений Анненского был дан Б. А. Лариным в статье: «О "Кипарисовом ларце"» (альманах «Литературная мысль», 2, Пг., 1923).

    55. Критик «Биржевых ведомостей» (1910, № 11809, 11 июля), Цитируя «Нервы», говорит о «тривиальном безвкусии» поэта и о том, что «можно было бы привести бесконечное число цитат, ... свидетельствующих все о том же — о недостатке вкуса и о прозаичности поэта».

    56. «Новый журнал для всех», 1910, № 21, стр. 122.

    «Новом журнале для всех», 1910, № 21, стр. 121, что он «не чувствовал, по-видимому, большой необходимости печатать свои стихи»), отнюдь не соответствуют документальным данным — письмам самого Анненского. Так, в письмах от 1909 года к редактору «Аполлона» С. К. Маковскому (архив покойного М. Л. Лозинского) он проявляет явную заинтересованность в том, чтобы его стихи были опубликованы, выражает недовольство по поводу того, что напечатание их откладывается из номера в номер.

    58. А. Блок. Сочинения в двух томах, т. 2. М., 1955, стр. 564.

    59. Вопроса о значении творчества Анненского для Маяковского касается В. Перцов в статье «Реализм и модернистские течения а русской литературе начала XX века». — «Вопросы литературы», 1957, № 2, стр. 67.

    60. Впрочем, на события франко-прусской войны и Коммуны Леконт де Лиль отозвался стихотворением «Вечер после битвы» {«Lе soir d'une bataille»), где он, предав проклятию войну с ее бедствиями, благословляет любые жертвы, если они принесены во имя свободы. Тогда же он написал анонимно изданный «Республиканский народный катехизис», вызвавший бурю возмущения со стороны версальцев.

    61. Следует вспомнить о том, что Бодлер сражался на баррикадах во время революции 1848 года, а Рембо был участником борьбы Парижской коммуны, и оба они всю жизнь тяжело переживали крушение своих революционных надежд.

    ». 1904 (отдельная брошюра).

    Часть: 1 2 3 4 5 6
    Примечания

    Разделы сайта: