• Приглашаем посетить наш сайт
    Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)
  • Львов Л.: Посмертное

    газета "Руль" (Берлин). 1923. 22 (9) июля. № 803. С. 6-7.

    1

    Иннокентий Анненский - в этом звукосочетании столько притягательного, волнующего и ранящего душу. За последние годы всё чаще встречаешь тех, для кого это имя — отрадный символ поэзии трепетной, хрупкой, изысканной. А боль воспоминания — от сознания, что лира сердца поэта замолкла слишком преждевременно, что рок остановил её ритмическое 6иение как раз в тот самый момент, когда поэт стал наиболее поэтом. Иннокентий Анненский с наибольшей силой ощутил в себе поэта, лишь вплотную подойдя чуть ли не к самому порогу старости, прожив почти полвека, и ушёл от нас, не исчерпав своего гения. «Кипарисовый ларец», подготовленный к печати самим поэтом, неожиданно стал посмертной книгой стихов, и последнее стихотворение — самое сильное и жгучее из всего созданного Анненским! — было включено в этот миниатюрный томик, изданный «Грифом», уже после того, как смерть неожиданно подкралась к поэту у подъезда Царскосельского вокзала 30 ноября 1909 г.

    Пусть травы сменятся над капищем волненья
    И восковой в гробу забудется рука,
    Мне кажется, меж нас одно недоуменье,
    Всё будет жить моё, одна моя тоска...

    Нам не забыть этого трагического мироощущения, проникающего всё творчество Анненского — боли поэта.

    2

    «Кипарисовый ларец» сулил столько в будущем, манил такими обещаниями, — и вот теперь — спустя 14 лет — новый томик поэзии Анненского, но всего лишь посмертные стихи, только отрывочные, беспорядочные, рассеянные отражения того, чем жила и томилась душа поэта, обрывки, часто незавершённые наброски начатого или отброшенные строфы уже напечатанного, — осколки из мастерской, куда при жизни поэта запрещался вход посторонним, посмертные стихи, но не книга стихов, не патетическая цельная повесть о мгновенно пронёсшемся, о отшумевшем над душой. Если бы не эта преждевременная смерть, за «Кипарисовым ларцом» должны бы были появиться вовсе не эти чужие выборки из записных книжек и альбомов. Часть из того, что мы находим теперь в «Посмертных стихах» уж было напечатано после смерти Анненского в «Аполлоне» и в других изданиях.

    3

    Мы в мастерской поэта. Здесь мы узнаём, что «Кипарисовый ларец» не только миниатюрный томик стихов, носящий это название, но и подлинный кипарисовый ларец — «полированная, замыкающаяся шкатулка из кипарисового дерева с вензелем на крышке, где хранились — и сохраняются и ныне — цветные кожаные тетради стихов последних лет».

    Здесь же мы узнаём, что «Тихие песни», книга стихов, вышедшая под анаграммическим псевдонимом Ник. Т-о (читай: никто), по первоначальному варианту должна была называться более выразительно «Из пещеры Полифема», а соответственно этому и первоначально избранный псевдоним был «OutiV-Утис». Здесь же впервые, кажется, почитатели поэтического гения Анненского получают возможность хотя бы по фотографии различить черты лица умершего поэта — к «Посмертным стихам» приложен его портрет. Две странички с автографами также возвращают нас к живому Анненскому.

    Так вот он «спокойный и учтивый, слегка седеющий поэт, при встрече с другом случайно роняющий десяток пленительных фраз, окружённый пространствами «безымянных мечтаний», прогуливающийся по аллеям Царскосельского парка, или там же в парке на скамейке задумчиво погружённый в созерцание золотой осени... — так вот Иннокентий Анненский, поэтический портрет которого запечатлён в стихах Гумилёва, его ученика и по Царскосельскому лицею (в котором Анненский быль директором), и в поэзии (в которой как-то неожиданно незадолго до смерти он занял место признанного шефа).

    О, в сумрак отступающие вещи,
    И еле слышные духи,
    И этот голос, нежный и зловещий,
    Уже читающий стихи.
    В них плакала какая-то обида,
    Звенела медь и шла гроза...

    4

    «Посмертные стихи» не вносят ничего существенно нового в тот облик поэта, который запечатлён и «Тихими песнями», и «Кипарисовым ларцом».

    Жуткая мрачная пещера циклопа Полифема — безглазая, кривая, безобразная, жестокая жизнь и перед нею поэт, живущий миражами красоты, поэт, думающий иногда отделаться от лап кошмара остроумной игрой слов, прячущейся под маской, изобретённой хитроумным Уллисом —

    — Я — никто, утис, OutiV... —

    поэзии, вот тот миражный мир, которого зовёт к себе на помощь поэт, хорошо зная, что выход из ущелья Полифема раз навсегда завален тяжёлым камнем, которого, как не бейся, а не своротишь с места.

    В этих посмертных стихах в дополнение к прежде известным стихам о лилиях мы найдём и «ещё о лилеях», а «Аметисты» из «Кипарисового ларца» здесь получают, как оказывается, отброшенное поэтом начало

    Глаза забыли синеву,
    Им солнца пыль не золотиста,
    Но весь одним я сном живу,
    Что между граней аметиста.

    Затем, что там пьяней весны,
    И беспокойней, чем идея,
    Огни лиловые должны
    Переливаться, холодея.

    И сердцу, где лишь стыд да страх,
    Нет грёзы ласково обманней,
    Чем стать кристаллом при свечах
    В лиловом холоде* мерцаний.

    Тяготение Анненского к гротеску, его попытки гротеском выразить всю жгучесть обступающего нас трагического, и здесь в «Посмертных стихах» отразилось хотя бы в его жутких «песнях с декорацией» (так предполагал Анненский назвать особый отдел своих стихов), в его имитации песни бродяги под гармошку, в его бабьей колыбельной «без начала и без конца», в его назойливом рассказе колокольчиков под дугой...

    Здесь же, имеются и новые переводы и подражания, и приложенный когда-то к «Тихим песням» сборник «Парнасцы и прòклятые» теперь может быть значительно пополнен ещё новыми стихами из Верлена и Малларме, Леконт де Лиля, Ролина, Рембо, Вилье Гриффена, Анри де Ренье, здесь же из немцев Гёте, Гейне и Ганс Мюллер...

    6*

    Здесь же впервые собраны воедино его «Стихи в прозе».

    Где-то у Астрахани или Царицына на невыносимом солнцепёке, задыхаясь в раскалённой каюте на душном осточертевшем волжском пароходе сквозь дурман и сон поэт с содроганием думает о своей душе.

    — «Вот она, моя старая, моя чужая, моя складная душа. Видите вы этот пустой парусиновый мешок, который вы двадцать раз толкнёте ногой, пробираясь по палубе на нос парохода мимо жаркой дверцы с звучной надписью «граманжа». Она отдыхает теперь, эта душа, и набирается впечатлений: она называет это созерцать, когда вы ее топчете. Погодите, придет росистая ночь, в небе будут гореть яркие июльские звезды. Придет и человек - может быть, это будет носильщик, может быть, просто вор; пришелец напихает ее всяким добром, - и она, этот мешок, раздуется, она покорно сформируется по тому скарбу, который должны потащить в ее недрах на скользкую от росы гору вплоть до молчаливого черного обоза... А там с зарею заскрипят возы, и долго, долго душа будет в дороге, и будет она грезить, а грезя, покорно колотиться по грязным рытвинам».

    И дальше —

    «А ведь этот мешок был душою поэта - и вся вина этой души заключалась только в том, что кто-то и где-то осудил ее жить чужими жизнями, жить всяким дрязгом и скарбом, которым воровски напихивала его жизнь, жить и даже не замечать при этом, что ее в то же самое время изнашивает собственная, уже ни с кем не делимая мука».

    «телеги жизни» и трагически ощущал собственное бессилие сорвать с себя эту наложенную свыше печать проклятия.

    Да... только поэзия, только музыка и миражи искусства в редкие счастливые минуты на мгновение позволяют утишить в себе эту жгучую боль.

    Думая об этом, Анненский написал сонет —

    Поэзия

    Творящий дух и жизни случай
    В тебе мучительно слиты,
    И меж намеков красоты
    Нет утонченней и летучей...

    В пустыне мира зыбко-жгучей,
    Где мир - мираж, влюбилась ты
    В неразрешенность разнозвучий
    И в беспокойные цветы.

    Неощутима и незрима,
    Ты нас томишь, боготворима,
    В просветы бледные сквозя,

    Так неотвязно, неотдумно,
    Что, полюбив тебя, нельзя
    Не полюбить тебя безумно.

    7

    «Посмертные стихи» иногда ощущаешь потребность в размеренном сосредоточении, в усилии, чтобы отдаться всецело их магическому воздействию, оторваться от нестерпимого гула нашей современности. Но всё же перелистывая эти посмертные страницы Иннокентия Анненского. на одной из них мы опять и опять повелительно обращаемся к этому пронзённому бедствием нашему сегодня, так как и здесь неожиданно, как глухой отдалённый раскат, доносится до нас голос поэта, предостерегающий и пророчествующий нашу беду. Я имею в виду стихи Анненского о Петербурге, когда-то однажды уже напечатанные в «Аполлоне», и теперь включённые в этот его посмертный сборник, — стихи о «нас» и о «вас», о сочинившем нас царском указе, о позабывших потопить нас шведах, о камнях и страшных былях нашей истории, и об обречённом на поруганье нашем двуглавом орле, — я говорю о неожиданном для Анненского стихотворении «Петербург», с так жестоко оправдавшимся теперь жгучим предчувствием —

    А что было у нас на земле,
    Чем вознесся орел наш двуглавый,

    Завтра станет ребячьей забавой...

    Раздел сайта: