• Приглашаем посетить наш сайт
    Цветаева (tsvetaeva.lit-info.ru)
  • Мандельштам О. Э. Рецензия на кн.: Иннокентий Анненский. "Фамира-кифаред". Вакхическая драма.

    "Вопросы литературы", 1986. С 202-203.

    К жестокой сказке Софокла Иннокентий Анненский подходит с болезненной осторожностью современного человека.

    Тема любви матери к собственному сыну превратилась у Анненского в мучительное чувство лирической влюбленности, и так далеки небожители от этих смятенных, отравленных музыкой душ, что нимфа Аргиопэ, когда решается погубить кифареда, очарованного Музами, не сразу находит слова для обращения к Зевсу. И когда Гермес спускается на землю, чтобы возвестить волю богов, он более похож на куклу, сделанную руками волшебника Леонардо для какого-нибудь князя итальянского Возрождения, чем на живого олимпийца.

    Пока Фамира был причастен музыке, он метался между женщинами и звездами. Но когда кифара отказалась ему служить и музыка лучей померкла в выжженных углем глазах, он, жутко безучастный к своей судьбе, сразу становится чужд трагедии, как птица, что сидит на его простертой ладони.

    Только поучение звучит совсем как голос древнего хора:

    Благословенны боги, чти хранят
    Сознанье нам и в муке.

    «Фамира-кифаред» прежде всего произведение словесного творчества. Вера Анненского в могущество слова безгранична. Особенно замечательно его умение передавать словами все оттенки цветного спектра. Театральность пьесы весьма сомнительна. Она написана поэтом, питавшим глубокое отвращение к театральной феерии, и не как советы исполнителям, а как само исполнение следует понимать чудесные ремарки, в выразительности не уступающие тексту.

    Пляски и хоры Анненского воспринимаются как уже воплощенные, и музыкальная иллюстрация ничего не прибавит к славе «Фамиры-кифареда».

    Напечатана книга всего в 100 экземплярах.

    Раздел сайта: