• Приглашаем посетить наш сайт
    Грин (grin.lit-info.ru)
  • Новикова У. В.: Семантическое поле "Человек" в лирике И. Ф. Анненского

    Доклад на Международных Анненских Чтениях 2005 г.

    Комплексный анализ семантического поля "Человек" позволяет понять, что сосредоточенность на собственном "Я" (данное местоимение употреблено поэтом 250 раз), психологическая углубленность и утонченность поэта - это не эгоистическое самоуглубление, а, напротив, острое осознание внешнего мира, всего, что "не-я". Через самоуглубление Анненский выходит во внешний мир, который в его лирике предстает зримым, разнообразным, живым.

    Центром исследуемого семантического поля является существительное "человек", периферией центральной части поля - существительное "люди".

    Современное толкование слова "человек": "Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. ... Лицо, являющееся носителем каких-либо внутренних характерных качеств, свойств, принадлежащее к какой-либо среде, обществу". Второе значение этого слова: "Личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств" [5, IV, с. 659].

    В словаре Даля человек - "каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью" [4, IV, с. 588].

    Поле "Человек" имеет сложную и многоступенчатую структуру с широкой периферией, состоит из четырех секторов: "Отношение человека к обществу", "Анатомия человека", "Жилище человека", "Вещи и принадлежности человека".

    Сектор "Отношение человека к обществу" представляют слова, обозначающие человека в отношении к обществу. Они употреблены Анненским 243 раза. Это различные профессии (переводчик, кондуктор, почтальон, грабар, пастух и др.), степени родства (мать, отец, правнук, брат, дядя и др.), национальности (японец, швед, финн, эстонка, монгол и др.), слова, обозначающие социальную принадлежность человека (барин, раб, нищий, кулачишка и др.).

    Сектор "Анатомия человека": 337 раз использованы слова, обозначающие анатомическое строение человека (сердце, рука, голова, лицо, губы, глаза и др.).

    Сектор "Жилище человека": 180 раз используются слова, обозначающие виды жилища человека (изба, дом, квартира, дворец, шалаш и др.) и то, что может в нем находиться.

    Сектор "Вещи и принадлежности человека": 159 раз использованы слова, обозначающие предметы одежды (плед, шуба, рубаха, платье и др.), головные уборы (шапка, картуз, котелок и др.), обувь (сандалии, лаптишки, калоши, сапожищи), различные бытовые принадлежности человека (кольцо, очки, корзинка, сигара, веретено, котомка и др.).

    Объем материала настолько велик, что в рамках данной статьи просто невозможно проанализировать все поле целиком. Поэтому обратим внимание только на центр поля и сектор "Отношение человека к обществу", который, на наш взгляд, наиболее интересен для понимания особенностей мировосприятия И. Анненского.

    Центр поля

    Центром исследуемого семантического поля является существительное "человек", которое Анненский использует в значении "каждый из людей" [4,IV, с. 588]. Оно употреблено поэтом всего 5 раз, но, анализируя только данные словоупотребления, уже можно обнаружить доминанты восприятия Анненским человека.

    Настойчиво повторяется образ человека-механизма, причем не только в лирике, но и в письмах, стихотворных переводах. О самом себе поэт говорит, как о механизме, вспомним строки из письма Анненского М. А. Волошину (11 августа 1909 года): "Для разговоров я еще мог себя монтировать, но на письма не хватало завода" [1, с. 489].

    В сонете "Человек" из "Трилистника шуточного" есть такие строки:

    Я завожусь на тридцать лет,
    Чтоб жить, мучительно дробя
    Лучи от призрачных планет
    На "да" и "нет", на "ах" и "бя",

    Над тем, чего, гляди, и нет...

    Уже в этом стихотворении звучит столь характерный для Анненского мотив о раздвоенности человека, который, с одной стороны, принадлежит обыденности, живет в реальной жизни, и вместе с тем стремиться к высокой красоте, творчеству, умеет видеть "лучи призрачных планет" (лучи у Анненского - символ творчества, поэзии). Частицы "да" и "нет" здесь вносят ощущение непреодолимости, замкнутости; жизнь воспринимается строго логичной: есть только черное и белое, полутона неуместны, недопустимы. Междометия "ах" и "бя" звучат презрительно-иронично, порождая мысль о невозможности воплотить в реальность высокие мечты.

    Осознается поэтом и невозможность уйти от повседневности, невозможность реализовать полностью все, на что человек способен. Обыденность давит и уничтожает:

    Но был бы мой свободный дух -
    Теперь не дух, я был бы бог...
    Когда б не пиль и не тубо,
    Да не тю-тю после бо-бо!..

    Цифра тридцать в данном стихотворении не случайна. В июле 1908 года во время ремонта дома в Царском селе, Анненский разбирал свои бумаги, большую часть которых уничтожил. Это событие было для него важным, поэт дважды упоминает о нем в своих письмах. Шестого августа 1908 года Анненский пишет Анне Владимировне Бородиной: "... одно меня утешает, что разобрал свои бумаги (за 30 лет) и сжег все свои дразнившие меня и упрекавшие материалы, начинания, проекты и вообще дребедень моей бесполезно трудовой молодости". Двадцать третьего августа 1908 года он пишет Екатерине Максимовне Мухиной: "Жглись старые стихотворения, неосуществившиеся планы работ, брошенные материалы статей, какие-то выписки, о которых я сам забыл... мои давние... мои честолюбивые... нет... только музолюбивые лета... мои ночи... мои глаза... За тридцать лет тут порвал я и пожег бумаги..." [1, с. 479, 481]. Стихотворение "Человек" вошло в сборник 1910 года.

    В статье "Мечтатели и избранник" Анненский пишет о человеке, как о невольнике жизни, углубляя мысль о раздвоенности человеческого существования: "Кроме подневольного участия в жизни, каждый из нас имеет с нею, жизнью, лично свое, чисто мечтательное общение. Но здесь распоряжается уже не жизнь, а мы, ее невольники" [1,с. 356].

    В стихотворении Сюлли Прюдома "Сомнение", которое Анненский выбирает для перевода, обнаруживается сходное восприятие человека и жизни:

    Сиянье где-то там, а здесь, вокруг - темница,
    Я - только маятник, и в сердце - только страх.

    Образу человка-механизма противопоставляется образ человека-творца. Это вторая доминанта восприятия Анненским человека.

    В стихотворении "Смычок и струны" за реальным образом человека, играющего на скрипке (человека, творящего музыку) - история несчастной любви, мимолетная встреча, неизбежная разлука... Человек-творец предстает почти мифическим существом, полубогом, некой сверхсилой, способной управлять судьбами других:

    И вдруг почувствовал смычок,
    Что кто-то взял и кто-то слил их.

    В этих строках реализуется желание человека "стать богом", возвыситься над обыденностью. Невозможное в реальной жизни, становиться доступным в минуты творчества. Но Анненский, и это особенно важно, не противопоставляет творчество и реальность, время творчества - это осознание всех противоречий жизни, способность к всеохватности взгляда, и самая светлая мечта, самая счастливая иллюзия все равно остаются лишь чем-то эфемерным. Это подтверждают следующие строки:

    О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне,
    Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне!
    "Мучительный сонет"

    В образах человека-механизма и человека-творца Анненский как бы фиксирует две крайние точки человеческого существования. Особенностью его восприятия является то, что человек-механизм и человек-творец могут совмещаться в одном человеке, делая жизнь такого человека мучительно-прекрасной.

    На периферии центра данного семантического поля - существительное "люди", множественное число к существительному "человек", которое используется Анненским в основном в значении: "другие, посторонние" [5, II, с. 210].

    Восприятие Анненским человека как механизма продолжается в образе людей "которые не слышат". В стихотворении "Другому" Анненский пишет:

    Моей мечты бесследно минет день...
    ...
    Другой поэт ее полюбит тень
    ...
    И, увидав, что тень проснулась, дышит, -
    Благословит немой ее полет
    Среди людей, которые не слышат...

    В интонации нет осуждения, нет упрека, лишь трезвое осознание факта и некоторое сожаление, что изменить ничего нельзя: только немногие способны и хотят слышать "луча отвесного неслышный людям зов" ("Июль").

    Кажется, что, пытаясь преодолеть непонимание людей, поэт старается найти способ уйти, но на самом деле уходить он не стремится:

    Я уйду от людей, но куда же,
    От ночей мне куда схорониться?
    "Тоска припоминания"

    Образ человека-творца, в свою очередь, продолжается в образе людей-единомышленников. Именно к ним Анненский обращается в стихотворении "Дети", призывая видеть в ребенке только хорошее ("Потому что в них Христос,/ Весь, со всем своим сияньем"). Поэт говорит о невозможности счастливой жизни, пока страдают дети:

    Ну а те, что терпят боль,
    У кого как нитки руки...
    Люди! Братья! Не за то ль

    Мы помним, что мучительное желание поэта найти близких по духу людей, в реальной жизни было почти не реализовано. Единомышленниками поэта, критика, драматурга, переводчика, ученого-эллиниста и педагога Иннокентия Анненского оказывались простые люди, муку которых поэт всегда считал сильнее своей собственной муки.

    Здесь значима параллель с А. Блоком, одним из современников и единомышленников Анненского. В 1910 году Блок в письме Валентину Кривичу писал о том, что с Анненским его связывает "невероятная близость переживаний, объясняющая... много в самом себе" [3, с. 309]. В стихотворении Блока "Осенняя воля" (1905 г.) есть строки:

    Буду слушать голос Руси пьяной,
    Отдыхать под крышей кабака.

    Нужно отметить, что для обозначения людей Анненский никогда не использует существительное "толпа", это говорит о стремлении поэта видеть каждого отдельного человека, воспринимать его таким, какой он есть. Например, в стихотворении "Петербург" Анненский чувствует биение каждого человеческого сердца, видя "пустыни немых площадей,/ Где казнили людей до рассвета".

    Сектор "Отношение человека к обществу"

    Данный сектор имеет две семантические доминанты: это непосредственно социальные отношения и отношения в семье.

    Из 23 трех профессий, которые использует Анненский в лирике, 15 - обозначают занятия простых людей: мастер, почтальон, дворник, посыльный, грабар, пастух, сторож, часовщик, няня и т. д. Себя самого поэт сравнивает с настройщиком:

    А я лучей иной звезды
    Ищу в сомненьи и тревожно,
    Я, как настройщик, все лады
    Перебираю осторожно.
    "Он и я"

    А в стихотворении "Желание" пишет:

    Я хотел бы уйти на покой
    В монастырь, но в далеком лесу,
    Где бы каждому был я слуга...

    Умея услышать в звуках военного духового оркестра боль и тоску играющих, Анненский считает их чувства глубже и сильнее своих собственных. В стихотворении "Баллада" ("День был ранний и молочно-парный..."), в заключительной его части ("Посылка"), он пишет:

    Вам я шлю стихи мои, когда-то

    Только ваши, без четверостиший,
    Пели трубы горестней и тише...

    Анненский относится с участием и пониманием к кондуктору - "Кондуктор однорукий/У часов в ожиданьи", (стихотворение "Тоска вокзала"); дворнику - "Как с дворником? Ему бы хоть прибавить!", (стихотворение "Нервы"); лакею - "Те же грустные лакеи...", (стихотворение "Трактир жизни"); посыльному - "что орхидеи нам несет,/ Дыша в башлык обледенелый", (стихотворение "Пэон второй - пэон четвертый").

    И, напротив, презрительно-осуждающе говорит о чиновнике: "... все там было - злобность мосек/ И пустодушье чинуша" (стихотворение "Бессонные ночи"); об агенте похоронного бюро: "И агент бюро подходил/ В калошах ко мне и с укором" (стихотворение "У св. Стефана"). Бесчувственными изображает поэт представителей так называемой "образованной" части общества в стихотворении "Буддийская месса в Париже":

    И, тайне чуждые, как свежий их ирис,
    Лишь переводчикам внимали строго мисс.

    Устами уличного торговца поэт иронизирует над "господами":

    Хорошо ведь, говорят, на воле,
    Чирикнуть, ваше степенство, что ли?
    "Шарики детские"

    Анненский использует название профессий и для создания образов-символов, как, например, в стихотворении "Трактир жизни", где гробовщик является "связующим звеном" между жизнью и смертью. Ощущается связь с образом мрачного старца Харона, перевозчика мертвых в аиде.

    У плывущего огарка
    Счеты сводит гробовщик.

    С этим образом ассоциативно связываются сторожа из стихотворения "Невозможно":

    У забитой калитки я жду,
    Позвонить к сторожам не пора ли.

    Подтверждается мысль о том, что именно в простых людях Анненский видит близких по духу людей, умеющих сопереживать, чувствовать сердцем. Все образы предельно конкретные и земные. Прослеживается стремление поэта быть максимально реалистичным. Например, образ гробовщика в стихотворении "Трактир жизни" не был изначальным, в черновом автографе связующим звеном между жизнью и смертью была мифическая Парка ("А в сенях - седая Парка").

    Этот вывод углубляется и детализируется, если рассмотреть слова, которые Анненский использует для обозначения социальной принадлежности человека. К обездоленным людям, влачащим жалкое существование, Анненский испытывает глубокое сострадание. Оно ощущается даже в ремарках к "Песням с декорацией", в стихотворении "Гармонные вздохи": "Оборванец на деревяшке перебирает лады старой гармоники"; в стихотворении "Без конца и без начала": "Баба над зыбкой борется со сном".

    Себя поэт называет калекой:


    Одним из упрямых калек...
    "Дождик" из "Трилистника дождевого"

    Полуразрушенная усадьба, дом, где "сердце радо", представляется Анненскому жилищем нищенки:

    Чье жилище? Пепелище?.. Угол чей?
    Мертвой нищей логовище без печей...
    "Старая усадьба"

    В стихотворении "Октябрьский миф" из "Трилистника дождевого", осенний ночной дождь, воплощается в образе слепого:

    Мне тоскливо. Мне невмочь.
    Я шаги слепого слышу:
    Надо мною он всю ночь
    Оступается о крышу.

    Олицетворение, очеловечивание поэтом дождя приоткрывает тайну его тоски. Может быть, это воспоминание об оборванце "без шапки, без лаптишек", бредущего по заснеженной дороге, о котором Анненский долго думал в вологодском поезде 30 марта 1906 года, воплотив свои размышления в стихотворении "Опять в дороге".

    Как раз в стихотворении "Опять в дороге" Анненскому удается показать связь мистики и реальности, которая, порой, пугает сильнее самых кошмарных фантазий. Зимняя дорога, туманная ночь, луна, то появляющаяся, то исчезающая за тучами:

    И поневоле сердцу
    Так жутко моему...

    Появляется желание ехать быстрее, пытаясь спастись от собственных страхов: "Эй, дядя, поживее!"

    Но по дороге идет человек, почти неразличимый в темноте. Извозчик говорит о нем с теплотой (слова "дурашный", "забрался", "бесстрашный... задался"), не осуждая, а даже немного удивляясь:

    ... он - дурашный...
    Куда ведь забрался,

    Он, барин, задался.

    Увидев это, автор не может больше думать о своем, забывает свои придуманные страхи:

    И стыдно стало грезы
    Тут сердцу моему.

    После этой встречи одиночество, приносящее страхи, тоску, робость, отступает:

    Была не одинока
    Теперь моя душа...

    Значимо, что автор ощущал одиночество, несмотря на то, что рядом был извозчик. (Так же и в стихотворении "Колокольчики", где на глухой дороге колокольчик, но не извозчик, рассказывает путнику свадебную историю.) Родство душ ощущается с человеком, идущим только ему одному известной дорогой, бесприютному, не умеющему понять земной жизни. Может быть, бывали минуты, когда Анненский чувствовал себя вот так бредущим по заснеженной дороге...

    Отношение к так называемым "господам" у Анненского очень ироничное. Часто их образы даются на фоне простых людей. Поэт как бы побуждает читателя проводить параллели, сравнивать. В стихотворении "Нервы", например, изображены барин, отрешенный от всего земного, и слуга:

    - "Там к барину пришел за пачпортами дворник".
    - "Ко мне пришел?.. А день какой?"
    - "Авторник".
    "Нервы"

    В стихотворении "Шарики детские" ирония еще более заметна, уличный торговец, обращаясь к проходящему мимо господину, кричит:

    Эй, воротник, говоришь по-немецки!
    Так бери десять штук по парам,
    Остальные даром...

    Анненский очень хорошо ощущает трагическую безысходность и мучительность существования простых людей. В стихотворении "Шарики детские":

    Вам, сударики, шарики,

    Сопереживая каждому встреченному человеку в отдельности, Анненский постоянно ощущает собственную сопричастность к происходящему, все считает своим, родным, неотделимым от собственного сердца. Значимо, что среди национальностей, которые упоминает поэт (а их несколько: японец, швед, монгол, финн и др.), Анненский ни разу не использует слово "русский", вместо него всегда местоимение "наш":

    Печален из меди
    Наш символ венчальный,
    У нас и комедий
    Финалы печальны...
    "Печальная страна"

    Сочинил ли нас царский указ?
    Потопить ли нас шведы забыли?
    "Петербург"

    Проанализируем восприятие Анненским родственных взаимоотношений. В целом для поэта они полны драматизма, глубоко трагичны. Само существительное "семья" не имеет ни одного словоупотребления. Синонимом ему становится существительное "застенок" (стихотворение "Прерывистые строки").

    Образ дома есть в стихотворении "Старая усадьба":

    Сердце дома. Сердце радо. А чему?
    ...
    Дом - руины... Тины, тины, что в прудах...
    Что утрат-то!.. Брат на брата... Что обид!..
    Прах и гнилость... Накренилось... А стоит...

    Даже воспоминания детства, "милые, тихо-печальные" ("Сестре") не дают почувствовать спокойствие и умиротворенность. В стихотворении "Далеко... Далеко..." память предстает в образе старухи, что "водит по коже пером", и само воспоминание мучительно:

    Давно под часами усталый
    Стихи выводил я отцу...

    "Колокольчики":

    Лиду диду ладиди,
    ...
    Дяди ли, не дяди ли,
    Ладили - наладили...

    Все внутрисемейные отношения строятся для Анненского на отношениях матери и детей. Образ матери в поэзии Анненского в целом традиционен для русской литературы. Значимо, что поэт обращается к образу простых земных женщин, это баба над зыбкой ("Без конца и без начала"), вдова с сиротами и старуха мать ("На полотне")...

    В стихотворении "На полотне" Анненский создает образ матери, в котором сосредоточена вся женская стойкость и сила:

    Два дня тому назад средь несказанных мук
    У сына сердце здесь метаться перестало,
    Но мать не плачет - нет, в сведенных кистях рук

    Этот образ углубляется в стихотворении "Старые эстонки", где особенно остро звучит характерный для Анненского мотив собственной вины за чужие страдания. Стихотворение имеет подзаголовок: "Из стихов кошмарной совести" и написано после известия о расстреле в 1905 году рабочих города Ревеля (сейчас Таллин).

    Не уйти мне от долгого плена...
    ...
    Только тут не ошибка ль, эстонки?

    Сыновей ваших... я ж не казнил их...
    ...
    Про себя я молился за смелых...
    И священник был в ярких глазетах.

    "Про себя я молился за смелых"). Образ священника "в ярких глазетах" (глазет - парчовая ткань, обычно неузорчатая) ассоциативно связывается с глазетовым гробом из стихотворения "Кулачишка" (1906 г.):

    Скормить Помыканьям и Злобам
    И сердце и силы дотла -
    Чтоб дочь за глазетовым гробом,
    Горбатая, с зонтиком шла.

    "гордыня храма", вся бесполезность молитвы при отсутствии реальных конкретных действий. Искупить вину можно только действием, противостоянием, а не молитвой "про себя":

    "Ты жалел их.. На что ж твоя жалость,
    Если пальцы руки твоей тонки
    И ни разу она не сжималась?.."
    "Старые эстонки"

    "Картинка" из "Трилистника из старой тетради" образ семилетней крестьянской девочки близок к образу шестилетнего Власа, везущего дрова из лесу, в поэме Н. А. Некрасова "Крестьянские дети":

    Лет семи всего - ручонки
    Так и впилися в узду,
    Не дают плестись клячонке,
    А другая - в поводу...

    И щемящей укоризне
    Уступило забытье:
    "Это - праздник для нее.
    Это - утро, утро жизни".

    Вы за мною? Я готов.
    Нагрешили, так ответим...
    "Дети"

    Важнейшими качествами человека Анненский считает способность услышать чужое горе, чужое сердце рядом. С максимальной конкретностью это выражено в стихотворении "Гармония":


    Такие ж я, без счета и названья,
    И чье-то молодое за меня
    Кончается в тоске существованье.

    Это глубокое сострадание переходит в чувство единения со всем миром, когда все вокруг воспринимается как свое, а порой еще более сильно. Чувство единения конкретизируется в стихотворении "Ego": "Я - слабый сын больного поколенья...".

    Вызвать шепот - это срам,
    Горший - в детях вызвать трепет.
    "Дети"

    Взаимоотношения матери и детей настолько значимы в сознании поэта, что даже о собственных стихах он говорит как о детях:


    Так любит только мать и лишь больных детей.
    "Третий мучительный сонет"

    Стихи для Анненского - дети Сомненья и Тревоги. Глубинный смысл этой метафоры перекликается со строками из стихотворения "Тоска припоминания":

    Весь я там в невозможном ответе,

    Я люблю когда в доме есть дети
    И когда по ночам они плачут...

    В этом соединении образов удивительных "миражных букв" и лиц плачущих детей, в стремлении уйти от цепкой действительности и постоянные к ней возвращения, в этом весь Анненский. Это невыносимая мука, на преодоление которой ему не хватило и жизни.

    Список литературы:

    2. Анненский И. Ф. Трактир жизни. Стихотворения. М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.

    3. Блок А. А. Собр. соч. в 8 тт. Т. 8. М. -Л., 1963.

    4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, в 4 тт. СПб., ТОО "Диамант", 1996.

    5. Словарь русского языка: В 4 тт. Под ред. А. П. Евгеньевой. М., Русский язык, 1985-1988.