СЦЕНА ОДИННАДЦАТАЯ
СУХОЙ ГРОЗЫ
Покуда звучат последние строфы, Нимфа, которая слушала разговор сына с
Силеном и его песни, идет к дому медленными шагами. Некоторое время она
молчит, опустив голову, и только перебирает угол фаты. Потом выпрямляется.
Нимфа
Душа его смутилась. И трепещут
От непривычной бури струны.
Роз
Мечта его полна, он кличет, ищет...
Горячими губами белый стебель
Тех музыку таящих роз - двух роз...
Зачем ему Евтерпа? Я ошиблась.
Сирены он соперник этой. Он
Унизить бы хотел ее...
Унизить?
Но как, но как?
Целуя, может быть,
Ей белый стебель шеи?
Он, Фамира?
Кому-нибудь на свете?
Но со мной
Он девять лун провел...
(Тихо.)
- да, без медовой...
О, страшный сон, уйди... молю, уйди,
Освободи мне волю...
(Закрывает лицо руками.)
Я забыла,
Как молятся.
О царь мой, я, Кронид,
От молнии твоей терплю, но пламя
Без радости уж гаснет - только слез
Соленый ключ в пустынном сердце выжгло.
Филаммон был таким же точно... да...
Но двадцать лет - я не хочу следов -
В его кудрях - серебряных, и синих
Налитых жил, и загрубелой кожи
Остывшего объятья.
Проклятое безумье! Эти тирсы,
И запахи небрид, и мускус...
Мать,
Опомнись, что ты делаешь! Толкаешь
Дитя в преступный бой и сумасшедший,
Как ты сама? Как все здесь, даже он, -
Не загрязнен еще, но уж осилен
Раскаяньем любовным?
Да... о чем же
Молиться мне?.. О славе кифарэда,
Чтобы пришла к нему Евтерпа... так?
Или позор Фамиры сердцу слаще?
Да, да - позор Фамиры...
Про себя
Собрать слова такие страшно... Я же
Их отдаю эфиру...
(Поднимая руки.)
О Кронид,
Коли твоею волей это пламя
Пускай мой сын Фамира...
(Руки падают; громче.)
Нету силы
Произнести заклятье - молоко
Кормилицы мутится от соседства
С отравою лозы...
(С пробужденною энергией.)
Я их солью...
Раскаты ближе и сильнее.
Царь заглушить меня задумал - нет,
Желание мое сильнее страха.
Оставь Фамиру жить... Но не давай,
Кронид, ему победы... Заклинаю
Тебя твоим вертепом критским, царь...
Тучи расходятся - видимо, что где-то вдали идет дождик, блестящий и парный.
В одном из просветлевших облаков вырисовывается абрис улыбающегося Зевсова
лица.
СЦЕНА ДВЕНАДЦАТАЯ
С той стороны, куда ушел Фамира, слышны голоса и показывается
Фамира, Нимфа, Кормилица.
Фамира
(еще не замечая Нимфы)
Да перестань же, право. Если б даже
Она лгала. А для чего, скажи,
Выдумывать ей, няня? Разве сказка
Уж так плоха и очутиться в ней
С таким родством обидно?
Кормилица
Ох, малютка!
Ох, обойдут тебя! Беги от них,
Пока живым не съели.
(Видит Нимфу и отступает.)
Фамира
(тоже видя Нимфу, но спокойно)
Нимфа, слышишь?
Умоляющие жесты старухи.
Ты напугала няню. Посмотри же,
Кормилица, в глаза ее... иль там
(Подавая Нимфе руку.)
Если в детстве
Ты не дала мне ласки, мать, зато
Я счастием теперь обязан Нимфе
Единственным. Я буду как титан,
Похитивший с небес огонь, но людям
Я дам огонь и чище, и нежней...
Когда ж потом мой сын...
Нимфа
(нетерпеливо и отстраняясь)
О нет, Фамира,
Загадывать не надо, И зачем
Ты принял бой так спешно?
Фамира
(привлекая к себе Нимфу)
Иль иначе
Небесный луч мелодии ее
Дойти бы мог до сердца?
Улыбнись же!
Не надо туч - я так тебя люблю,
И грудь тесна, а звезды жили там,
Эфирные горели выси.
Нимфа, закрывшись, плачет.
(Лаская ее волосы.)
Знаю,
О чем ты плачешь. Что же делать? Волю
Судьба таит до время. Но тебя
Не упрекну, не думай, дорогая,
За жребий мой - куда бы ни повлек
Дрожащей чаши он. Довольно... Сатир.
СЦЕНА ТРИНАДЦАТАЯ
СКВОЗЬ ОБЛАКА ПРОБИВШЕГОСЯ СОЛНЦА
Те же и Силен. Он несет за спиной мех с вином, и к поясу привешены чаши.
Увидев его, старуха с криком убегает в дом.
Силен, Фамира, Нимфа.
Силен молча садится на землю и медленно начинает распутывать один
за другим завязки меха. По лицу его струится пот.
Нимфа
Силен! Ну что ж тебе сказали?
Фамира
Папа-Силен, когда ж мы к ней?..
Силен
Мешка еще не развязали,
А он уж молит: "Пополней!"
Фамира
Минут так мало. Ради вышних,
Ее ответ! Я столько ждал.
Силен
(продолжая возиться с узлом)
У нас и много их. Но лишних
Силен на тени не видал.
Для вас и радость - только бред,
Коль не зарница ночи мрачной,
А для силенов, кифарэд...
А для силенов, кифарэд...
(Наконец справляется с завязками, отвязывает чашу и наливает.)
Она - в узлах одежды брачной...
Что счастье людям? Тень листа
На зыбкой пыли вертограда?
Гляди - и чаша налита,
А губы сухи - вот отрада.
Фамира
Силен
(выпивает, потом отвязывает еще две чаши и медленно их
наполняет, все три, любуясь струей. Потом с поклоном подает
одну из трех)
Здоровье ваше...
Прикажете, друзья мои, по чаше?
(Предлагает Фамире, потом Нимфе.)
Фамира
Не пью.
Силен пьет с поклоном.
Нимфа
(с улыбкой)
Зараз уж выпей и мою.
Силен выпивает и целует кончики пальцев.
Силен
(кифарэду)
И жаль, но солнце не без пятен...
А впрочем, ваш отказ понятен.
Вы отвечали: "Я не пью",
Как я сказал бы: "Не пою".
Дельфийский бог кифару предложи мне,
Чтобы ему подтягивал я в гимне.
Ну, а теперь, любимые мои,
Какой-нибудь кусок.
Нимфа дает ему хлеба, Силен ест и пьет.
Дадим покой и чашам...
(Перемывает их.)
Поцеловать одну еще разок,
Один разок,
(Наливает и пьет.)
и я к услугам вашим.
(Встает и стряхивает крошки.)
Фамира, ты готов?
Мы живо вспашем
Обратный путь.
(Смотрит на небо.)
О, Феб еще высок...
Фамира
Папа-Силен, ты шутишь?
Силен
Вот так раз...
А давеча-то кто ж: "Сейчас, сейчас!"
Состав суда - из нас и Терпсихоры.
Ну, дети, я свалил вестей такие горы,
Что вам оставлю мех...
Аккуратно складывает мех на землю, Фамира хочет ему помочь.
Постой... Сперва допью.
(Пьет, вытирает губы и уходит с Фамирой.)
СЦЕНА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
РОЗОВОГО ЗАКАТА
На орхестру сбегают группы сатиров. Немая сцена - они ищут в траве и кустах
вакханок. Флейта. Кастаньеты. Пляски. Солнце близко к закату. Облака на
западе уже огненны и розовы последними лучами.
Один голос
Я искал тебя день,
Целый день голубой,
Но вина мне не пень:
Утолюсь я - тобой.
Сатиры
(пляска)
Любам ночи, флейте час,
Зазнобил я губы...
Нимфы, прилелейте нас,
Нимфы, пожалейте нас!
Поцелуйте, любы...
Голос
Я - усталая лань,
Ты - родник ледяной,
О, блесни, только глянь -
И сольешься со мной.
Сатиры
Скучны выси-дали нам,
Дали нам,
Голубые дали...
Но когда б ужаленным,
О, когда б вы дали нам,
Только губы дали.
Другой голос
Только глаз не таи:
Ты - обида, я - нож,
И в объятья мои,
Ариозо томного Сатира
В закатном небе,
Где взор мой тонет,
Ужель мой жребий
Богов не тронет?..
Всегда к борьбе я
Атлет готовый,
И по тебе я
Тоскую, вдовый.
Ты уж не пламя ль,
И в высях дыма
Не жемчугами ль
Живешь, таима?
О нет, не пламя,
Нет там, не в звездах,
И, не колдуя,
В поспевших гроздах
Между цветами
Тебя найду я...
Душисторосой
Пушистокосой
Шепну менаде,
Что в синей дали
Все вижу лань я,
Что крепче стали
Мои желанья;
Что худ я страшно,
А голодаю,
Что слаще брашна
Я ожидаю:
Чтоб Амимона
Дала мне спелых
Два лунно-белых
Своих лимона.
При этом зное
Ночами зябнуть,
Немудрено и
Вконец ослабнуть.
Довольно мести
Твоей воочью,
О злая Парка!
Сегодня ночью
Мы будем вместе,
Сегодня ночью
Нам будет жарко.
СЦЕНА ПЯТНАДЦАТАЯ
ЛУННО-ГОЛУБАЯ
Близка ночь. Сатиры мало-помалу прекращают игры и музыку и ложатся спать в
траву. С востока показывается луна. Сумрак заменяется синеватым светом.
Только деревья еще черней, сплошные и тяжелые. На сцену выходит Нимфа,
убранная в большие и пышные цветы, белые и желтые. Она с голыми руками.
Нимфа
"Их только две таких у нас бывает".
О нимфа, так ли это? А цветы?..
Твои цветы? И эта ночь? Была ли
Когда-нибудь менада беспокойней,
Что тень небес все медлит... все нельзя
В рассеянном уме запечатлеть
Бескровные колдуньи в волоса
И черные и душные своей
Владычицы старались ли упрятать
Поспешнее и глубже змей своих
И желтые яды... чем это сердце
Через глаза горящие глядеть
В невидные глаза, и на свободе
С другим сливаться сердцем, и его
Тревогою безвольной заражать?
Голос Сатира
(тихо)
Братцы... женщина...
Другой, погуще
Не наша?
Плохо вижу я, папаша.
Густой голос
Проберитесь по кустам,
Да узнайте там, не наша ль.
Или насморк, я задам.
Шелест в траве, потом:
Тонкий голос
Не менада...
На свиданье собралась,
Вся цветами убралась.
Другой тонкий голос
С кифарэдом, с кифарэдом...