• Приглашаем посетить наш сайт
    Загоскин (zagoskin.lit-info.ru)
  • Фамира-кифарэд. Сцены 11-15

    Предисловие
    Сцены 1-5
    Сцены 6-10
    Сцены 11-15
    Сцены 16-20
    Комментарии

    СЦЕНА ОДИННАДЦАТАЯ

    СУХОЙ ГРОЗЫ

    Покуда звучат последние строфы, Нимфа, которая слушала разговор сына с
    Силеном и его песни, идет к дому медленными шагами. Некоторое время она
    молчит, опустив голову, и только перебирает угол фаты. Потом выпрямляется.

    Нимфа

    Душа его смутилась. И трепещут
    От непривычной бури струны.
    Роз
    Мечта его полна, он кличет, ищет...
    Горячими губами белый стебель
    Тех музыку таящих роз - двух роз...
    Зачем ему Евтерпа? Я ошиблась.
    Сирены он соперник этой. Он
    Унизить бы хотел ее...
    Унизить?
    Но как, но как?
    Целуя, может быть,
    Ей белый стебель шеи?
    Он, Фамира?

    Кому-нибудь на свете?
    Но со мной
    Он девять лун провел...
    (Тихо.)
    - да, без медовой...
    О, страшный сон, уйди... молю, уйди,
    Освободи мне волю...
    (Закрывает лицо руками.)
    Я забыла,
    Как молятся.
    О царь мой, я, Кронид,
    От молнии твоей терплю, но пламя
    Без радости уж гаснет - только слез
    Соленый ключ в пустынном сердце выжгло.
    Филаммон был таким же точно... да...
    Но двадцать лет - я не хочу следов -
    В его кудрях - серебряных, и синих
    Налитых жил, и загрубелой кожи
    Остывшего объятья.

    Проклятое безумье! Эти тирсы,
    И запахи небрид, и мускус...
    Мать,
    Опомнись, что ты делаешь! Толкаешь
    Дитя в преступный бой и сумасшедший,
    Как ты сама? Как все здесь, даже он, -
    Не загрязнен еще, но уж осилен
    Раскаяньем любовным?
    Да... о чем же
    Молиться мне?.. О славе кифарэда,
    Чтобы пришла к нему Евтерпа... так?
    Или позор Фамиры сердцу слаще?
    Да, да - позор Фамиры...
    Про себя
    Собрать слова такие страшно... Я же
    Их отдаю эфиру...
    (Поднимая руки.)
    О Кронид,
    Коли твоею волей это пламя

    Пускай мой сын Фамира...
    (Руки падают; громче.)
    Нету силы
    Произнести заклятье - молоко
    Кормилицы мутится от соседства
    С отравою лозы...
    (С пробужденною энергией.)
    Я их солью...

    Раскаты ближе и сильнее.

    Царь заглушить меня задумал - нет,
    Желание мое сильнее страха.
    Оставь Фамиру жить... Но не давай,
    Кронид, ему победы... Заклинаю
    Тебя твоим вертепом критским, царь...

    Тучи расходятся - видимо, что где-то вдали идет дождик, блестящий и парный.
    В одном из просветлевших облаков вырисовывается абрис улыбающегося Зевсова
    лица.

    СЦЕНА ДВЕНАДЦАТАЯ


    С той стороны, куда ушел Фамира, слышны голоса и показывается

    Фамира, Нимфа, Кормилица.

    Фамира
    (еще не замечая Нимфы)

    Да перестань же, право. Если б даже
    Она лгала. А для чего, скажи,
    Выдумывать ей, няня? Разве сказка
    Уж так плоха и очутиться в ней
    С таким родством обидно?

    Кормилица

    Ох, малютка!
    Ох, обойдут тебя! Беги от них,
    Пока живым не съели.
    (Видит Нимфу и отступает.)

    Фамира
    (тоже видя Нимфу, но спокойно)

    Нимфа, слышишь?

    Умоляющие жесты старухи.

    Ты напугала няню. Посмотри же,
    Кормилица, в глаза ее... иль там

    (Подавая Нимфе руку.)
    Если в детстве
    Ты не дала мне ласки, мать, зато
    Я счастием теперь обязан Нимфе
    Единственным. Я буду как титан,
    Похитивший с небес огонь, но людям
    Я дам огонь и чище, и нежней...
    Когда ж потом мой сын...

    Нимфа
    (нетерпеливо и отстраняясь)

    О нет, Фамира,
    Загадывать не надо, И зачем
    Ты принял бой так спешно?

    Фамира
    (привлекая к себе Нимфу)

    Иль иначе
    Небесный луч мелодии ее
    Дойти бы мог до сердца?
    Улыбнись же!
    Не надо туч - я так тебя люблю,

    И грудь тесна, а звезды жили там,
    Эфирные горели выси.

    Нимфа, закрывшись, плачет.

    (Лаская ее волосы.)

    Знаю,
    О чем ты плачешь. Что же делать? Волю
    Судьба таит до время. Но тебя
    Не упрекну, не думай, дорогая,
    За жребий мой - куда бы ни повлек
    Дрожащей чаши он. Довольно... Сатир.

    СЦЕНА ТРИНАДЦАТАЯ

    СКВОЗЬ ОБЛАКА ПРОБИВШЕГОСЯ СОЛНЦА

    Те же и Силен. Он несет за спиной мех с вином, и к поясу привешены чаши.
    Увидев его, старуха с криком убегает в дом.
    Силен, Фамира, Нимфа.
    Силен молча садится на землю и медленно начинает распутывать один
    за другим завязки меха. По лицу его струится пот.

    Нимфа

    Силен! Ну что ж тебе сказали?

    Фамира

    Папа-Силен, когда ж мы к ней?..

    Силен

    Мешка еще не развязали,
    А он уж молит: "Пополней!"

    Фамира

    Минут так мало. Ради вышних,
    Ее ответ! Я столько ждал.

    Силен
    (продолжая возиться с узлом)

    У нас и много их. Но лишних
    Силен на тени не видал.
    Для вас и радость - только бред,
    Коль не зарница ночи мрачной,
    А для силенов, кифарэд...
    А для силенов, кифарэд...
    (Наконец справляется с завязками, отвязывает чашу и наливает.)
    Она - в узлах одежды брачной...
    Что счастье людям? Тень листа
    На зыбкой пыли вертограда?
    Гляди - и чаша налита,
    А губы сухи - вот отрада.

    Фамира

    Силен
    (выпивает, потом отвязывает еще две чаши и медленно их
    наполняет, все три, любуясь струей. Потом с поклоном подает
    одну из трех)

    Здоровье ваше...
    Прикажете, друзья мои, по чаше?
    (Предлагает Фамире, потом Нимфе.)

    Фамира

    Не пью.

    Силен пьет с поклоном.

    Нимфа
    (с улыбкой)

    Зараз уж выпей и мою.

    Силен выпивает и целует кончики пальцев.

    Силен
    (кифарэду)

    И жаль, но солнце не без пятен...
    А впрочем, ваш отказ понятен.
    Вы отвечали: "Я не пью",
    Как я сказал бы: "Не пою".
    Дельфийский бог кифару предложи мне,
    Чтобы ему подтягивал я в гимне.

    Ну, а теперь, любимые мои,
    Какой-нибудь кусок.

    Нимфа дает ему хлеба, Силен ест и пьет.

    Дадим покой и чашам...
    (Перемывает их.)
    Поцеловать одну еще разок,
    Один разок,
    (Наливает и пьет.)
    и я к услугам вашим.
    (Встает и стряхивает крошки.)
    Фамира, ты готов?
    Мы живо вспашем
    Обратный путь.
    (Смотрит на небо.)
    О, Феб еще высок...

    Фамира

    Папа-Силен, ты шутишь?

    Силен

    Вот так раз...
    А давеча-то кто ж: "Сейчас, сейчас!"

    Состав суда - из нас и Терпсихоры.
    Ну, дети, я свалил вестей такие горы,
    Что вам оставлю мех...

    Аккуратно складывает мех на землю, Фамира хочет ему помочь.

    Постой... Сперва допью.
    (Пьет, вытирает губы и уходит с Фамирой.)

    СЦЕНА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

    РОЗОВОГО ЗАКАТА

    На орхестру сбегают группы сатиров. Немая сцена - они ищут в траве и кустах
    вакханок. Флейта. Кастаньеты. Пляски. Солнце близко к закату. Облака на
    западе уже огненны и розовы последними лучами.

    Один голос

    Я искал тебя день,
    Целый день голубой,
    Но вина мне не пень:
    Утолюсь я - тобой.

    Сатиры
    (пляска)

    Любам ночи, флейте час,

    Зазнобил я губы...
    Нимфы, прилелейте нас,
    Нимфы, пожалейте нас!
    Поцелуйте, любы...

    Голос

    Я - усталая лань,
    Ты - родник ледяной,
    О, блесни, только глянь -
    И сольешься со мной.

    Сатиры

    Скучны выси-дали нам,
    Дали нам,
    Голубые дали...
    Но когда б ужаленным,
    О, когда б вы дали нам,
    Только губы дали.

    Другой голос

    Только глаз не таи:
    Ты - обида, я - нож,
    И в объятья мои,

    Ариозо томного Сатира

    В закатном небе,
    Где взор мой тонет,
    Ужель мой жребий
    Богов не тронет?..
    Всегда к борьбе я
    Атлет готовый,
    И по тебе я
    Тоскую, вдовый.
    Ты уж не пламя ль,
    И в высях дыма
    Не жемчугами ль
    Живешь, таима?
    О нет, не пламя,
    Нет там, не в звездах,
    И, не колдуя,
    В поспевших гроздах
    Между цветами
    Тебя найду я...

    Душисторосой
    Пушистокосой
    Шепну менаде,
    Что в синей дали
    Все вижу лань я,
    Что крепче стали
    Мои желанья;
    Что худ я страшно,
    А голодаю,
    Что слаще брашна
    Я ожидаю:
    Чтоб Амимона
    Дала мне спелых
    Два лунно-белых
    Своих лимона.
    При этом зное
    Ночами зябнуть,
    Немудрено и
    Вконец ослабнуть.

    Довольно мести
    Твоей воочью,
    О злая Парка!
    Сегодня ночью
    Мы будем вместе,
    Сегодня ночью
    Нам будет жарко.

    СЦЕНА ПЯТНАДЦАТАЯ

    ЛУННО-ГОЛУБАЯ

    Близка ночь. Сатиры мало-помалу прекращают игры и музыку и ложатся спать в
    траву. С востока показывается луна. Сумрак заменяется синеватым светом.
    Только деревья еще черней, сплошные и тяжелые. На сцену выходит Нимфа,
    убранная в большие и пышные цветы, белые и желтые. Она с голыми руками.

    Нимфа

    "Их только две таких у нас бывает".
    О нимфа, так ли это? А цветы?..
    Твои цветы? И эта ночь? Была ли
    Когда-нибудь менада беспокойней,
    Что тень небес все медлит... все нельзя
    В рассеянном уме запечатлеть

    Бескровные колдуньи в волоса
    И черные и душные своей
    Владычицы старались ли упрятать
    Поспешнее и глубже змей своих
    И желтые яды... чем это сердце
    Через глаза горящие глядеть
    В невидные глаза, и на свободе
    С другим сливаться сердцем, и его
    Тревогою безвольной заражать?

    Голос Сатира
    (тихо)

    Братцы... женщина...

    Другой, погуще

    Не наша?

    Плохо вижу я, папаша.

    Густой голос

    Проберитесь по кустам,
    Да узнайте там, не наша ль.

    Или насморк, я задам.

    Шелест в траве, потом:

    Тонкий голос

    Не менада...

    На свиданье собралась,
    Вся цветами убралась.

    Другой тонкий голос

    С кифарэдом, с кифарэдом...

    Предисловие
    Сцены 1-5
    Сцены 6-10
    Сцены 11-15
    Сцены 16-20
    Комментарии