• Приглашаем посетить наш сайт
    Куприн (kuprin-lit.ru)
  • Ифигения в Авлиде. Примечания

    Пролог
    Действие: 1 2 3 4 5
    Примечания

    Примечания

    Трагедия написана в Македонии после 408 г. до н. э. и поставлена посмертно в Афинах вместе с "Вакханками".

    К сказанному об истории мифа во вступительной заметке к "Ифигении в Тавриде" следует здесь добавить, что известный из "Киприй" мотив мнимого сватовства Ахилла разрабатывался уже Огесихором, а затем был использован Эсхилом и Софоклом, каждый из которых написал трагедию под названием "Ифигения"; до Ст. 1 - 164. Единственный среди всех сохранившихся древнегреческих трагедий случай, когда вполне традиционный пролог-повествование в ямбических триметрах (ст. 49 - 114) обрамлен анапестическим диалогом Агамемнона со старым рабом (ст. 1 - 48 и 115 - 163; в переводе Анненского анапесты заменены то дольниками, то ямбами). Эту необычную для пролога форму некоторые исследователи объясняют тем, что Еврипид не успел завершить работу над трагедией, и сохранились два варианта ее начала, сведенные для первой постановки воедино. Однако ничто не мешает допустить и возможность очередного художественного эксперимента, к которым Еврипид был всегда склонен.

    Ст. 6 - 8. Сириус в небе расположен очень далеко от Плеяд; предполагается, что Еврипид по ошибке назвал Сириусом какую-то другую яркую звезду.

    Ст. 11. Еврип - узкий пролив между Беотией и Евбеей.

    Ст. 48. Провожатым почтенным невесты - Клитемнестры, выданной замуж за Агамемнона (см. ст. 50).

    Ст. 50. Феба, старшая сестра Елены и Клитемнестры, упоминается в античной литературе только здесь (и потом у Овидия).

    Ст. 71. Фригиец, решивший спор богинь - Парис. Фригией в древности называли страну в Малой Азии, центром которой была Троя.

    Ст. 89 - 93. ... Ифигению... должен на алтаре богини заколоть. - Причину такого приказа Артемиды (см. вступит, заметку к "Ифигении в Тавриде") Еврипид здесь сознательно не объясняет: жертвоприношение Ифигении выступает в этой трагедии как патриотический акт, а не расплата за хвастовство Агамемнона.

    Ст. 114 - 123. Оглашение письма - деталь, аналогичная приему в "Ифигении в Тавриде" (ст. 769 - 787), но там она играет решающую роль в организации интриги.

    Ст. 168. Халкида - поселение и гавань на Евбее, против Авлиды. Ширина Еврипа едва достигает здесь двух километров.

    Ст. 170. Аретуса - источник близ Халкиды.

    Ст. 193 - 290. Каталогообразный перечень знаменитых участников Троянского похода, отражающий влияние как эпоса, так и вазовой живописи. Подлинность ст. 231 - 302 часто ставилась под сомнение, и Анненский оставил их без перевода; они даются в переводе Ф. Ф. Зелинского. Там двух Аяксов славных... - Первый из них, сын Оилея, вождь ополчения локров, из Средней Греции (ст. 261 - 264); другой - знаменитый саламинский герой, сын Теламона (ст. 289 - 293). Паламед, соперник Одиссея в мудрости, изобрел для томящихся ожиданием ахейцев игру в шашки; ею и заняты два Аякса и (пропущенный Анненским в переводе) Протесилай. Нирей, с малоазийского о. Симы, близ Родоса, упоминается и в гомеровском "Каталоге" ("Илиада", П, 671 - 675) как молодой красавец. Ферета... внук... Евмел... - См. вступит, заметку к "Алькесте". Сын Мекистея - аргосец Евриал, ничем не замечательный; почему он назван вместо Диомеда, главного аргосского героя (по Гомеру), - неизвестно. Тесея сын - Демофонт, упоминаемый Еврипидом в "Умоляющих". Землей рожденный царь Леит - потомок "спартов" (см. вступит, заметку к "Финикиянкам"). Адраст, если это не ошибка переписчиков, попал сюда по недоразумению: он принадлежит, по мифологической генеалогии, к предшествующему поколению героев (см. "Умоляющие" Еврипида). Энианы - племя, проживавшее на границе Фессалии и Средней Греции. Остров Таф и группа островов Эхинады расположены на западе Греции, у берегов Акарнании.

    Ст. 339 - 343. ... ты унижался, черни руки пожимая... - Поведение Агамемнона списано с современных Еврипиду политиканов, демагогически заискивавших перед избирателями; у Гомера ни о каких его исканиях нет и речи. В переводе Анненского эти политические мотивы еще больше подчеркнуты.

    Ст. 524. Исчадие Сисифа - Одиссей (см. примеч. к "Киклопу", ст. 104). В подлиннике сказано (ст. 526) не "ищет славы", а "заигрывает с чернью" - ср. выше, примеч. к ст. 339 - 343.

    Ст. 561 - 566. К спорам о врожденной или добытой ученьем мудрости см. "Гераклиды", ст. 327 сл., и примеч. к "Андромахе", ст. 766 - 776.

    Ст. 577. Олимп - фригиец, легендарный мастер игры на флейте. Флейта считалась экстатической музыкой, возбуждающей страсть, в данном случае - Парисову.

    Ст. 667. Точнее: "Тебе - иное плавание, и ты еще вспомнишь отца".

    "у (жертвенных) возлияний".

    Ст. 737. Другие дочери в Микенах у тебя. - Эпическая традиция ("Илиада", IX, 145, 287) знала трех дочерей Агамемнона: Хрисофемиду, Лаодику и Ифианассу. В трагедии V в. Лаодика уступила место Электре, Ифианасса - Ифигении (ср. ст. 460, где Анненский вопреки оригиналу употребляет имя Ифианассы).

    Ст. 769. Братьев сестру небесных - Елену, сестру Диоскуров.

    Ст. 795 - 800. Сомнение в божественном происхождении Елены (ср. "Елену", ст. 17 - 21, и примеч. к ст. 256).

    Ст. 812 - 819. Мотив недовольства воинов Ахилла вынужденным бездействием есть и в "Илиаде", XVI, 202 - 206, - правда, здесь причиной является самоустранение оскорбленного Ахилла от боев.

    Ст. 952. Сипил - гора в Лидии, именем которой Еврипид называет и царство Тантала.

    Ст. 963 - 967. Иль попросить меня не мог Атрид... - Остаток ранней версии мифа, использованной, вероятно, Эсхилом и Софоклом, по которой Ахилл заранее согласился на вызов Ифигении под предлогом бракосочетания с ним и даже сам принял участие в ее жертвоприношении. Эта же версия отражена в ст. 1568 сл., Еврипиду не принадлежащих.

    Ст. 1035 - 1078. "Дифирамбический стасим": хор вспоминает свадьбу Пелея и Фетиды. Антистрофа II переведена по устарелому тексту: вернее представлять, что пелионские кентавры принесли на пир пророчество Хирона о будущем величии Ахилла, но Аполлон и Вакх при этом не упоминались.

    Ст. 1150. ... убил Тантала... который моим был первым мужем... - Этого Тантала не следует путать со знаменитым грешником, отцом Пелопа и предком Атридов; это - двоюродный брат Агамемнона, сын Фиеста, брата-врага Атрея. Об этом первом браке Клитемнестры есть сообщения, кроме Еврипида, в более поздних источниках. Возможно, что такая версия идет от Стесихора, который причину всех бед, происшедших с дочерьми Тиндарея, видел в его забывчивости: Тиндарей забыл вовремя принести жертву Афродите, и за это богиня сделала его дочерей двух- и трехмужними. Братья Клитемнестры (они же - Зевсово исчадье) - Диоскуры Кастор и Полидевк.

    похвальбу, - тем труднее становится положение полководца и тем очевиднее - жестокость его решения. Ст. 1429. После этого стиха в рукописях следует еще три, обычно исключаемые современными издателями:

    1430. Не допущу я, чтобы неразумья Ты жертвою погибла; в божий храм Отправлюсь я во всеоружье этом 1432. И буду ждать прихода твоего. (Перевод Ф. Ф. Зелинского)

    Эти ст. 1430 - 1432 в самом деле очень похожи на позднюю вставку, так как по содержанию они только повторяют ст. 1425 - 1428, но к тому же содержат оценку поведения Ифигении ("неразумье"), несовместимую с совершаемым ею подвигом.

    Ст. 1471. Стой справа... - Точнее: "возложи на алтарь правую руку..."

    Ст. 1521 - 1531. Антистрофа II в оригинале не дает полной ритмической симметрии к строфе II; в переводе симметрия совершенно нарушена, так как Анненским была принята ненужная перестановка текста.

    "Гекубе" исключает авторство Еврипида; со ст. 1578 начинается сочинение византийского поэта, которого начитанность в античных авторах не избавила от множества метрических и грамматических ошибок. Подлинная еврипидовская "Ифигения" завершалась появлением Артемиды, объявляющей Клитемнестре исход жертвоприношения - перенесение Ифигении в Тавриду и подмену ее на алтаре ланью: из этого эксода сохранились четыре стиха у позднеантичного автора Элиана:



    Ахейцам в руки я слепые лань
    Красиворогую вложу; они же,
    Ее зарезав, будут говорить,
    Что дочь твою они заклали жертвой.

    Причина, по которой подлинный финал пропал и был заменен подделкой (или потому и пропал, что был заменен), неизвестна.

    Пролог
    Действие: 1 2 3 4 5
    Примечания