• Приглашаем посетить наш сайт
    Чехов (chehov-lit.ru)
  • И. Ф. Анненский - А. Г. Горенфельду 1. III 1908

    И. Ф. АННЕНСКИЙ - А. Г. ГОРНФЕЛЬДУ

    1. III 1908

    Царское Село, д. Эбермана

    Многоуважаемый Аркадий Георгиевич.

    Л. Андреева мне удалось проследить за некоторыми перебоями в Ваших отзвуках на его творчество {2}. Но, вообще, отчего Вы не дали дат? Дневник критика {3} - ведь это была бы настоящая находка. Особенно такого, как Вы: чуткого, самобытного и искусного. По-моему, у Вас есть одно большое преимущество перед другими нашими "критиками" (ох, это александрийское слово, как плохо оно выражает свою современную сущность! {4}). Вы умеете избежать того иронического парадокса, который в анализах наших так часто противополагается патетическому парадоксу поэта: Вы сумели не быть иронистом, даже говоря о Сологубе {5}, пафос которого я назвал бы поистине вызывающим. Чрезвычайно симпатично мне в Вашем таланте и то, что вместо антитез у Вас часто находишь оттенки.

    Как утомительны, напр<имер>, эти вечные контрасты Мережковского {6} и как хорошо то, что Вы сказали о гневе и злобе {7}. И это верно, Достоевский вовсе не гневен, - он именно злобен. И разве бы дал себе он, этот самоистязатель, обличье благородства?

    Еще раз благодарю Вас за Вашу книгу. Часто буду в нее заглядывать. Искренно Вам преданный

    И. Анненский

    Примечания

    1. III 1908

    Автограф: ГПБ, ф. 211, ед. хр. 313. Горнфельд Аркадий Георгиевич (1867-1941) - литературовед, критик. С на- чала 90-х годов сотрудник журнала "Русское богатство".

    1... благодарю Вас за присылку Вашей... книги. - Речь идет о книге Горнфельда "Книги и люди" (СПб., 1908). Книга состоит из нескольких разделов: "Литература в современности", "Из недавнего прошлого", "К теории литературы", "Маленькие панегирики".

    2... относительно Л. Андреева... на его творчество. - Творчеству Андреева в книге Горнфельда посвящены две статьи - "Мелкие рассказы Л. Андреева" и "Тьма Леонида Андреева". Во второй из них сформулирована основная мысль Горнфельда: "Всегда вместо воплощенной жизни он (Андреев. - И. П.) дает мораль в действии; всегда занят не столько людьми, сколько их обнаженными сущностями; всегда ставит этические вопросы... не освещая их пламенем психологических переживаний. Он захватывает читателя, а не его люди. <...> Есть люди вообще - нет их индивидуальности; есть метафизика, этика, политика, есть даже гигиена: все - кроме психологии" (с. 182);. С этими взглядами Горнфельда в известной мере перекликаются взгляды Анненского на творчество Л. Андреева. См. статью "Иуда, новый символ", а также письмо к А. Н. Анненской 16. ХП 1908 г.

    "литературным дневником", вошли статьи разных лет. Именно в связи с этим Анненский полагает, что было бы целесообразно датировать каждую статью.

    4... слово... плохо... выражает свою современную сущность! - kritikh - "искусство разбирать, судить". Анненский имеет в виду, по-видимому, прежде всего крайнюю субъективность современной ему критики.

    5... говоря о Сологубе.. . - Речь идет о статье "Недотыкомка", посвященной анализу романа Сологуба "Мелкий бес". Видимо, Анненскому близка горнфельдовская оценка романа. Горнфельд пишет: "Едва ли во всей всемирной литературе есть создание более нелепое, более уродливое и отвратительное, более недействительное при всей своей обыденности, чем этот Передонов..." (с. 33).

    "Господин Мережковский и черт", посвященная книге Мережковского "Гоголь и черт". Горнфельд с иронией пишет о навязчивости противопоставлений в творчестве Мережковского.

    7... как хорошо то, что Вы сказали о гневе и злобе. - Горнфельд пишет: "В своей работе о "Бесах" г. Волынский назвал роман Достоевского "книгой великого гнева": великое недоразумение, - критик забыл об одной необходимой черте гнева, которой нет в страстных обличениях "Бесов". В гневе есть благородство, - которого нет в злобе. <...> И достаточно вспомнить о Кармазинове - этой гнусной, злобной и совершенно откровенной карикатуре на Тургенева, - чтобы видеть, как мало к "Бесам" подходит название, говорящее о возвышенном чувстве всегда благородного гнева. Это книга великой злобы, - что не мешает ей быть книгой великой мысли: соединение, свидетельствующее о страшной человеческой "широкости", быть может, более разительно, чем карамазовское примирение "идеала содомского" с "идеалом Мадонны"" ("Книги и люди". СПб., 1908, с. 271-272; статья "Новое о Достоевском").