• Приглашаем посетить наш сайт
    Мода (modnaya.ru)
  • И. Ф. Анненский - А. В. Бородиной 6. VIII 1908

    И. Ф. АННЕНСКИЙ - А. В. БОРОДИНОЙ

    6. VIII 1908

    Ц<арское> С<ело>, д. Эбермана

    Дорогая Анна Владимировна,

    Вчера поздно вечером только прочитал я Ваше письмо. Как это хорошо, что мы - я говорю мы, потому что Вы никогда не отказываетесь делиться со мной своим музыкальным богатством, - что мы получили новые музыкальные впечатления. Не говоря уже о том, что Вы сумели побудить меня к восприятию Вагнера и к наслаждению 4-й симфонией Чайковского, я обязан Вам и тем, что вообще стал слушать лучше, умнее. Недавно провел я ровно час, полный глубокого интереса: слушал Героическую симфонию {1}. Берлиоз и Вагнер интересовались, кажется, более всего двумя последними ее частями, которые и отмечены восторженным произволом их объяснений {2} - то-то, я думаю, Ганслик {3} riait sous-cape {Втихомолку смеялся (фр.).}. Но мне более всего, - на этот по крайней мере раз, - понравилась вторая часть. Помните Вы там резкий басовый окрик? {4} (эти проклятые слова, эта пошлая погоня за пониманием; эти сети, расставленные Хагеном, чтобы поймать птицу-Зигфрида! {5}) и на него - не как ответ, даже не как эхо, а, скорее, как воспоминание, как озарение, - один тихий, чуть-чуть придавленный, даже струнный звук - один {6}.

    Нам страшна чистая красота: давай непременно мужчину, женщину, радугу, цветок, скуку, просветление и прочую бутафорию... Но другое дело сцена, конечно, я не отрицаю ни Вагнера, ни, в частности, Байрейта {7}, ни трогательных резигнаций корифеев, которые становятся в ряд. Они - лучшая эмблема музыки, которая скромно берет на себя роль иллюстратора, толкователя и - божество-сама, "грех наших ради и окаянства", надевает на себя наши смиренные одежды, нисходит до нас, до наших слов, садится за пир наших волнений и делает вид, что плачет нашими слезами.

    Только сознайтесь, дорогая Анна Владимировна, что даже в этой оперно-драматической или какой хотите, но все же прикладной (tranchons le mot {Говоря откровенно (фр.).}) музыке лучшее - это все же то, чего мы не понимаем и в чем мы невольно и благоговейно чувствуем - е[е] божественную несоизмеримость с текстом, с накрашенными лицами и электрическими миганиями. . . . . . . . . . . . . Боже, боже! Я, который брал это самое перо с самыми чистыми намерениями писать только о том, что Вы хотели об нас узнать, что я только наболтал. Не сердитесь!

    Дина получила Ваше письмо и прочитала его с большим интересом. Она Вас очень благодарит и кланяется Вам. На этих днях она собирается ехать в деревню к себе в Сливицкое, что показывает Вам лучше всяких извещений, что меня она считает здоровым и благополучным. Что касается меня, то я с ужасом вижу приближение осени и, в общем, недоволен результатами своего рабочего лета: одно меня утешает, что разобрал свои бумаги (за 30 лет) и сжег все свои дразнившие меня и упрекавшие материалы, начинания, проекты и вообще дребедень моей бесполезно трудовой молодости. Кроме подготовки к лекциям, я написал три вещи: две для 2-го тома "Т<еатра> Евр<ипида>" - "Античные маски Елены" и "Таврическая жрица у Еврипида, Ручеллаи и Гете" {8}. Эта последняя работа, по-моему, лучшее, что я написал об Еврипиде. По крайней мере, - таково покуда мое впечатление. Кроме двух нужных статей, написал и одну ненужную - "Художественная идеология Достоевского" {9}. Она посвящена "Преступлению и наказанию" и рассчитана на любителей этого писателя. Я делаю попытку объяснить, как возникает сложность художественного создания из скрещивания мыслей и как прошлое воссоздается и видоизменяется в будущем. Ольге {10} очень понравилось, но она так безмерно снисходительна к тому, что я ей читаю, что боюсь положиться на ее впечатления. Сам уже начинаю свои кристаллизовавшиеся мысли мучительно ненавидеть - но это, вероятно, потом сменится равнодушием.

    Письмо Ваше меня в одном отношении не удовлетворило. Я не понял, отчего не пишете Вы о "Парсифале". Ведь речь же должна была идти не о Вашем лично религиозном мире, не о Вашей самопроверке, а вообще о религиозном чувстве. Впрочем, мы еще поговорим об этом, не правда ли? Кстати, Вы не слышали "Жизнь и смерть" Рихарда Штрауса {11}?

    Искренне Вам преданный И. Анненский.

    Примечания

    А. В. БОРОДИНОЙ

    6. VIII 1908

    1... слушал Героическую симфонию. - Речь идет о "Героической симфонии" Бетховена.

    3 Ганслик Эдуард (1825-1904) - австрийский музыковед. Противопоставлял музыку как особую форму духовной деятельности другим видам искусства. Отсюда проистекало его отрицательное отношение к программной музыке и опере. Пропагандировал наследие Бетховена. Непримиримый противник Р. Вагнера.

    4 Помните Вы там резкий басовый окрик? - Речь идет о второй части "Героической симфонии" Бетховена ("Траурный марш").

    5... эти сети, расставленные Хагеном, чтобы поймать птицу-Зигфрида... - Анненский проводит аналогию между "басовым окриком" в "Героической симфонии" и сценой предательства Хагеном Зигфрида ("Гибель богов" Вагнера). Он называет Зигфрида "птицей", имея в виду его стремление к свободе, "свободный полет".

    6... тихий, чуть-чуть придавленный... звук - один. Речь идет о второй части "Героической симфонии" ("Траурный марш").

    "Театр Вагнера"). Театр предназначался для исполнения произведений Вагнера; с 1882 г. в нем ежегодно проводятся байрейтские фестивали. Там же в 1876 г. состоялось первое исполнение тетралогии Вагнера.

    8..."Античные маски Елены" и "Таврическая жрица у Еврипида, Ручеллаи и Гете". - Статья Анненского "Античные маски Елены" под названием "Елена и ее маски" вошла в книгу: "Еврипид. Драмы". М., 1917, т. II. Вторая из названных статей вошла в третий том этого издания (М., 1921).

    9 "Художественная идеология Достоевского" - см. прим. 1, с. 658.

    11..."Жизнь и смерть" Рихарда Штрауса. - Возможно, Анненский имеет в виду симфоническую поэму Рихарда Штрауса (1864-1949) "Смерть и просветление" (1889).