• Приглашаем посетить наш сайт
    Паустовский (paustovskiy-lit.ru)
  • И. Ф. Анненский - С. К. Маковскому 12. V 1909

    И. Ф. АННЕНСКИЙ - С. К. МАКОВСКОМУ

    12. V 1909

    Дорогой Сергей Константинович,

    "Аполлон" будет... {2} Но сколько еще работы... Хронику, хронику надо... и надо, чтобы кто-нибудь оседлый, терпеливый литературный кипел и корпел без передышки {3}. Il faut un cul de plomb... quoi? {Нужен усидчивый зад... а? (фр.).}

    Примечания

    С. К. МАКОВСКОМУ

    Письма к Маковскому публикуются по копиям, снятым с автографов, сохранившихся в архиве М. Л. Лозинского и ныне утраченных. Копии сохранились в бумагах актера А. А. Голубева (ИРЛИ, р. 1, оп. 1, ед. хр. 213). Текст сверен с копиями А. В. Федорова, сделанными с того же оригинала. См. в кн.: Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1976 год, с. 222-241. Сергей Константинович Маковский (1877-1962) - поэт и видный художественный критик, был главным инициатором и редактором журнала "Аполлон". Знакомство его с Анненским произошло в начале марта 1909 г., благодаря посредничеству Н. С. Гумилева. Впоследствии Маковский подчеркивал, что "Аполлон" не состоялся бы, не случись его встречи с Анненским. Платформа журнала была выработана Анненским и Маковским еще до первого учредительного собрания "Аполлона" (9. У 1909 г.; см. прим. 1). 5 августа состоялось второе организационное собрание редакции, ознаменовавшееся конфликтом между Анненским и А. Волынским (на которого первоначально возлагались надежды как на одного из "идеологов" журнала). На этом заседании продолжались дискуссии по программе издания. Они изображены в напечатанных в 1-м номере "Пчелах и осах Аполлона" - составленном под редакцией Маковского полуироническом "скучном разговоре" о предмете и целях нового издания. Реплики "профессора" в этом полилоге восходят к высказываниям Анненского. Ср. его беловой автограф, соответствующий вступительной фразе "профессора" (ИРЛИ, р. 1, оп. 1, ед. хр. 122), черновые варианты этого текста (ЦГАЛИ, ф. 6, оп. 1, ед. хр. 186, лл. 2-8).

    "Аполлона" увидел свет 24 октября. На торжественном обеде по этому поводу Анненский говорил о "новой интеллигенции", собравшейся под сенью "Аполлона" и соединяющей в себе культурный традиционализм с прогрессивностью. Но резонанс статьи "О современном лиризме", первая часть которой была опубликована в 1-м номере "Аполлона", причинил Анненскому немало неприятных переживаний. Статья вызвала обиду Ф. К. Сологуба, неприятие А. Волынского, недовольство Вяч. Иванова, не говоря уже об издевательстве и травле в прессе от В. П. Буренина до А. Т. Аверченко. Смятение Анненского отразилось в открытом "письме в редакцию", помещенном во 2-м номере "Аполлона".

    Маковский был вправе указать, что "волнения этих нескольких недель ускорили ход сердечной болезни, которой он страдал давно" (С. Маковский. Портреты современников. Нью-Йорк, 1955, с. 224). Однако еще более тяжким был поступок самого редактора, отложившего печатание стихов Анненского в "Аполлоне". "Последняя трагедия Анненского" - так назвала Анна Ахматова свою статью 30-х годов, основанную на двух последних письмах Анненского к Маковскому. Это название зафиксировано в составленном Ахматовой списке ее утраченных произведений (ГПБ, ф. 1073). Пафос этой статьи отразился в ахматовском стихотворении 1945 г. "Учитель" (ГПБ, ф. 1073; ср. также: А. Ахматова. Бег времени. М. -Л., 1965, с. 304).

    "Аполлона" (9 мая). Подробнее о первом редакционном собрании "Аполлона" и о проектах рубрикации журнала, подготовленных Анненским, см. в кн. Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1976 год, с. 231-232.

    "... хочется еще раз сказать Вам, с каким восторженным чувством я отношусь к нашему "союзу" в редактировании "Аполлона"". Здесь и далее письма Маковского цитируются по автографам (ЦГАЛИ, ф. 6, оп. 1, ед. хр. 347).

    3... хронику надо... и корпел без передышки. - Анненский настаивает на целесообразности отдела хроники текущих событий литературно-художественной жизни. Им подготовлен проект рубрикации журнала (ЦГАЛИ, ф. 6, оп. 1, ед. хр. 186, л. 11). Задуманные им разделы и темы нашли в первых выпусках "Аполлона" свое отражение.