• Приглашаем посетить наш сайт
    Паустовский (paustovskiy-lit.ru)
  • Анненский И. Ф. - Кони А. Ф. 17. I 1896

    Глубокоуважаемый Анатолий Фёдорович!

    С живейшим интересом прочел я первую статью Вашу о Д. А. Ровинском1, которую Вы так любезно прислали Вашему искреннему почитателю.

    Еще один венок на могилу2, и еще один яркий урок живущим!

    Характеристику, Вами написанную, я бы назвал "идеологическою" - личность Ровинского не господствует безраздельно на страницах Вашего очерка, она не рассматривается в увеличительное стекло не пластается, не поднимается искусственно. Ровинский для Вас дорог как носитель и проводник известной "системы идей"3. А между тем мимоходом бросается свет и на очень любопытные явления общего характера: как, например, уживается в личности кабинетный труд с так называемой практической деятельностью4? Мне кажется даже, что для меня теперь выясняется и любовь Ровинского к карикатуре5 и некоторая "жестокость" его таланта6, и предпочтение, которое он отдавал портрету перед другими формами живописи, гравюре перед другими способами изображения...

    Простите за эти небрежные строки, набросанные под непосредственным впечатлением Ваших страниц.

    Искренно Вам преданный и глубоко Вас уважающий И. Аннен<ский>

    17 января 1895 г.

    Печатается по тексту автографа, сохранившегося в архиве А. Ф. Кони (РО ИРЛИ (ПД). Ф. 134. Оп. 1. № 58. Л. 1-2).

    Впервые на наличие в архиве А. Ф. Кони, поступившем после его смерти в Пушкинский Дом, двух писем И. Ф. Анненского (в настоящем издании тексты 40 и 118) указывалось в следующей публикации: [Зиссерман П. И.] Архив А. Ф. Кони // Памяти Анатолия Федоровича Кони. Л.; М.: Издательство "Книга", 1929. С. 125. (Труды Пушкинского Дома Академии наук СССР).

    1. Ровинский Дмитрий Александрович (1824 - 1895) — судебный деятель, коллекционер и искусствовед, автор трудов по истории русской и западноевропейской гравюры <...>, член-корр. по Отделению русского языка и словесности ИАН с 4 декабря 1881 г., почетный член ИАН с 3 декабря 1883 г. Открывается упомянутая Анненским работа (см.: Кони А. Ф. Дмитрий Александрович Ровинский: Очерк // Вестник Европы. 1896. Т. I. Кн 1. С. 129-175), прочитанная публично 23 декабря 1895 г. (см.: Заседание Юридического Общества в память Д. А. Ровинского // Журнал Юридического Общества при Императорском С. -Петербургском Университете. 1896. Кн. 2. Февраль. Паг. 4. С. 6-10), следующей характеристикой: «Ученый, глубокий знаток и работник в области искусства, опытный законовед и судебный практик, писатель и блестяще образованный человек, почетный член академии художеств и наук и заслуженный член высшего кассационного суда — Ровинский был не только во всех отношениях выдающимся, но и в высшей степени своеобразным, цельным и интересным человеком. В нем жила неутомимая жажда деятельности и живого труда, и он не зарыл в землю, как "раб ленивый и лукавый", талант своих обширных знаний, проницательность ума и теплоту доброго сердца. Всю жизнь служа родине и искусству, он сложил свои трудовые руки лишь лицом к лицу со смертью...» (С. 130).

    2. К 1896 г. Кони был автором нескольких биографических работ некрологического характера, например, о Н. А. Бундовском, С. И. Зарудном, А. Д. Градовском, И. А. Гончарове.

    3. В публикации, помещенной в № 1 «Вестника Европы», в центре внимания Кони — юрист-практик, сыгравший немалую роль в реформировании судебной системы Российской Империи. В связи с деятельностью героя публикации автор уделяет серьезное внимание и характеристике правовой системы России середины XIX в., и описанию уголовной практики, и анализу содержания и проблем судебной реформы, и характеристике ее активных участников (см. стр. 131-133,135-136,143-145). В заключение статьи Кони формулирует то, что, с его точки зрения, было идейно определяющим началом деятельности Ровинского: «Освобождение крестьян, отмена телесных наказаний и учреждение нового суда осуществили заветные мечты Ровинского» (С. 174-175).

    4. Это замечание Анненского интересно и в связи с тем, что сам он не раз характеризовался как «кабинетный, даже "кабинетнейший", сросшийся со своим столом и книгами ученый» (ПК. С. 109).

    «Русских народных картинок», лубочные изображения которых Анненский был склонен считать сродными карикатуре.

    Раздел сайта: