• Приглашаем посетить наш сайт
    Бестужев-Марлинский (bestuzhev-marlinskiy.lit-info.ru)
  • Комментарии к стихотворениям Анненского
    Тихие песни

    Тихие песни

    Эпиграф к книге -- слегка измененная вторая строфа ст-ния "Не могу понять, не знаю..." (N 186).

    Поэзия. ТП. Автограф не выявлен.

    Бесконечность. ТП. Автограф, с вар., в ЦГАЛИ. В качестве загл. -- математический знак бесконечности. В кругу эмалевых минут Имеется в виду эмалевый циферблат часов.

    У гроба. ТП. Автограф, без загл., с вар., в ЦГАЛИ.

    * Двойник. ТП. Два автографа, с вар., в ЦГАЛИ.

    Который? ТП. Автограф не выявлен.

    На пороге. ТП. Беловой автограф, без загл., без подзаг., с вар., в ЦГАЛИ.

    Листы. ТП. Автограф, под загл. "Листопад", с вар., в ЦГАЛИ

    В открытые окна. ТП. Автограф, под загл. "Летним вечером", с зачеркнутым загл. "Огонек папиросы", с вар., в ЦГАЛИ.

    Идеал.

    * Май. ТП. Автограф, под загл. "Стекло", с зачеркнутым загл. "Летний вечер", в ЦГАЛИ (начиная со 2-й строфы -- черновой текст) Другой автограф, под загл. "Стекло", в ГПБ.

    Июль. ТП.

    1. Автограф, под загл. "Июльский сонет", с вар., в ЦГАЛИ.

    2. Автограф в ЦГАЛИ. Кирьга (обл.) -- кирка. Грабары (обл.) -- землекопы.

    Август. ТП.

    1. Автограф, с вар., в ЦГАЛИ.

    *2. Беловой автограф в ГПБ. Черновой автограф, без загл., с вар., в ЦГАЛИ.

    * Сентябрь. ТП. Автограф, под загл. "Осень", с вар., в ЦГАЛИ; там же черновой автограф, под загл. "Неконченный сонет", с вар. В другом автографе ЦГАЛИ, также под загл. "Осень", без 2-й строфы и с вар. И тех, которые уж лотоса вкусили. По верованиям древних греков, цветок лотоса заставлял забыть о прошлом и даровал блаженство.

    Ноябрь. ТП. Автограф, под загл. "Зимний сонет", в ЦГАЛИ. Другой автограф, под тем же загл., в ГПБ; вар. ст. 9--10: "Как тяжела зимы неволя. Скорей бы сумерки да в поле".

    Ветер. ТП. Автограф, без загл., с вар., в ЦГАЛИ. Дед, деды

    Ненужные строфы. ТП. Автограф, под загл. "Экран", с зачеркнутым загл. "У камина", с вар., в ЦГАЛИ. Пурпуровые тоги -- торжественное одеяние консулов в Древнем Риме, здесь -- атрибут славы.

    В дороге. ТП. Автограф, под загл. "На рассвете", с зачеркнутым загл. "Когда закроешь глаза", в ГПБ. Вар. ст. 1: "Рассветает. Будет дождь".

    Среди нахлынувших воспоминаний. ТП.

    1. Черновой автограф, под загл. "Вечером", с вар., в ЦГАЛИ.

    2. Автограф в ЦГАЛИ (в составе авторской тетради).

    * Трактир жизни. ТП. Автограф, с вар., в ЦГАЛИ; рядом черновой текст.

    * Там. ТП. Автограф в ЦГАЛИ; там же два других автографа, под загл. "Ужин", с вар.

    ?. Два беловых автографа, под загл. "Поэзия", один с вар., в ЦГАЛИ. Там же два списка под тем же загл., с вар.

    Первый фортепьянный сонет. ТП. Два автографа, один под загл. "Соната", с вар., другой, беловой, под загл. "Соната", с подзаг. "Сонет" и зачеркнутым загл. "У фортепьяно", с вар., в ЦГАЛИ.

    Еще один. ТП. Автограф в ЦГАЛИ. Другой, беловой, автограф с авторскими поправками в ГПБ (в письме к А. В. Бородиной от 8 июня 1903 г.), с вар. ст. 2: "И знамя нес он голубое".

    С четырех сторон чаши. ТП. Автограф в ЦГАЛИ.

    Villa Nazionale. ТП. Два автографа, с вар., в ЦГАЛИ. Villa -- парк в Неаполе. Упоминается в одной из записных книжек поэта во время путешествия по Италии.

    Опять я в дороге. ТП. Автограф в ЦГАЛИ, под загл. "За Пушкиным", означающим общность мотива со ст-нием Пушкина "Телега жизни", с вар.

    * На воде. ТП. Шесть автографов, пять с вар., один черновой и один набросок четырех строк (на служебном бланке "Директор Императорской Николаевской гимназии. Царское Село") в ЦГАЛИ.

    Конец осенней сказки. ТП. Автограф, без подзаг., с вар. ст. 13: "Нагло-красны... точно гвозди", в ЦГАЛИ.

    *Утро. ТП. Два автографа. Один -- черновой, под загл. "Эта ночь бесконечна была", с вар., другой -- без загл., с вар., в ЦГАЛИ.

    Ванька-ключник в тюрьме. ТП. Автограф, под загл. "Из песен Ваньки-Каина", в ГПБ. Ст-ние написано на распространенный в русском фольклоре сюжет о любви княгини и ее ключника и трагической гибели обоих. Ванька-Каин -- Иван Осипов, по прозвищу Каин, р. в 1718 г., вор и разбойник; устроился на службу "доносителем" в московском сыскном приказе, изобличен в преступлениях и отправлен на каторгу в 1755 г.; в фольклоре ему приписываются популярные в народе песни.

    *Свечка гасне"В темно<те>", с зачеркнутым загл. "Свечка гаснет", и два автографа др. ред. в ЦГАЛИ.

    Декорация. ТП. Два автографа, один с эпиграфом: "На меня действует только та природа, которая похожа на декорацию. Из [Само] признаний", другой, беловой, с эпиграфом: "Мне нравится природа, когда она похожа на декорацию", оба с вар., в ЦГАЛИ. Вар. ст. 10 (в автографе следует за строкой многоточий): "Дальше вырваны в пьесе страницы".

    Бессонницы. ТП.

    "Мои бессонницы".

    2. Автограф, под загл. "Сонет", и беловой автограф, под загл. "Ночи", с подзаг. "Сонет", в ЦГАЛИ. Загл. в ТП -- цитата из ст-ния Пушкина "Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы".

    3. Автограф в ЦГАЛИ, под загл. "Через сорок лет", с зачеркнутым загл. "Перед рассветом", с вар. В первой строфе, по свидетельству В. Кривича, содержится автобиографический намек на "невыносимый нервный зуд кожи", от которого одно время поэт страдал по ночам (ЛМ. С. 214).

    ТП.

    "Мучительные сонеты", в ГПБ. Тир -- финикийский город (совр. Сур в Ливане) и Багдат (совр. Багдад) славились в древности и в средние века мастерством своих ювелиров.

    2. Два автографа в ЦГАЛИ, один под загл. "Лилии цветут", другой -- без загл. Там же список, под загл. "Лилии ночью".

    "La chflte des lys" ("Падение лилий". -- Ред.). Падающие лилии (Зимой)", другой -- под фр. загл. "Crepuscule du soir. La chute des lys" ("Вечерние сумерки. Падение лилий". -- Ред.), третий -- под загл. "Еще лилии"; там же список, под загл. "Зимой (Д. В. Анненской)".

    . ТП. Автограф, без загл., с вар., в ЦГАЛИ. Святая неделя -- пасхальная неделя.

    Молот и искры

    *Тоска возврата. ТП. Два автографа, один без загл. и с вар., другой, черновой, под загл. "Ностальгия", с зачеркнутым фр. загл. "Nostalgie", с вар., в ЦГАЛИ. Кафизмы -- раздел Псалтыри, читаемый на вечернем богослужении. Сандро (1444--1510) -- великий итальянский живописец.

    *Рождение и смерть поэта. ТП. Два автографа и список в ЦГАЛИ, все под загл. "Пушкинская кантата (не для конкурса)", третий автограф в ГПБ, под загл. "Юбилейная Пушкинская кантата" и с инициалами И. А., четвертый -- в ПД, под загл. "Рождение и смерть поэта (кантата)", с приложением "Свидетельства" В. Кривича-Анненского, датированного 15 мая 1919 г., о подлинности автографа, о том, что "кантата <...> написана о Пушкине в связи со 100-летним юбилеем его рождения (1899). Место написания -- Царское Село. Была написана не для конкурса и на конкурс автором не представлялась". Автографы ЦГАЛИ и ГПБ отличаются от текста ТП наличием многочисленных ремарок, поясняющих музыку кантаты,-- напр., в автографе ЦГАЛИ в начале после слова "Баян": "(на былинный мотив в сопровождении гуслей)"; после ст. 5, 8, 11, 14: "(перебор струн)"; после ст. 19: "Женский хор (в староромантическом стиле)"; после ст. 36: "(Оркестровый переход). Женский голос (контральто) (на мотив в новоромантическом стиле)"; после ст. 51: "Музыка, сопровождающая это arioso (ариозо), принимает мрачный, даже зловещий характер; из нее вырастает Хор басов"; после ст. 55: "(Несколько тактов похоронного марша, затихающих вдали. Приближаются светлыми аккордами молодые голоса)". К ст. 28 в одном из автографов ЦГАЛИ примеч.: "Аккерманские -- для Овидия и Пушкина" Все автографы содержат те или иные разночтения с ТП. Ближе всех к тексту ТП автограф ГПБ. Связь "кантаты" с Пушкинским юбилеем бесспорна. Анненский, как известно, принял деятельное участие в праздновании столетия рождения Пушкина -- произнес, в частности, речь "Пушкин и Царское Село" 27 мая 1899 г. в Китайском театре в Царском Селе (издана вскоре отдельной брошюрой). Баян (Боян) -- древнерусский певец-дружинник 2-й половины XI -- начала XII в.; упоминается в "Слове о полку Игореве". Пушкин в "Руслане и Людмиле" употребил это имя как нарицательное -- в значении певца вообще. -- звезда, по евангельскому преданию, указывавшая путь к месту рождения Христа -- Вифлеему в Галилее.

    "Мухи как мысли". ТП. Два автографа, один без загл., с эпиграфом: "Черные мухи как мысли. Апухтин", с вар., другой, беловой, с загл., с тем же эпиграфом, с вар., в ЦГАЛИ. Загл. -- сокращенная цитата из ст-ния А. Н. Апухтина (1840--1893), начинающегося строкой: "Мухи, как черные мысли, весь день не дают мне покоя".

    Под зеленым абажуром"Пасьянс под зеленым абажуром", с зачеркнутыми загл.: "Колода карт", "Вечером". На-пе -- термин карточной игры, означающий удвоение ставки.

    Третий мучительный сонет. ТП. Автограф в ГПБ.

    . ТП. Автограф, с вар., в ЦГАЛИ.

    Параллели. ТП.

    *1. Три автографа, все под фр. загл. "Parallelement" ("Параллели" (фр.). -- сравни такое же загл. одной из книг стихов П. Верлена), один с вар., в ЦГАЛИ.

    "Из песен без слов" (такое же загл. у книги стихов П. Верлена "Romances sans paroles") в ЦГАЛИ.

    Тоска. ТП. Автограф, с вар. ст. 13: "Поймешь незримые дотоле", в ЦГАЛИ. Центифолии

    Желание. ТП. Автограф в ЦГАЛИ.

    Раздел сайта: