• Приглашаем посетить наш сайт
    Соллогуб (sollogub.lit-info.ru)
  • Комментарии к стихотворениям Анненского
    Стихотворения, не вошедшие в авторские сборники

    Стихотворения, не вошедшие в авторские сборники

    Из поэмы "Mater dolorosa". ЛМ. В ЦГАЛИ -- датированный черновой автограф, с вар. ст. 7: "Он говорит поблекших и о смерти", и два списка, полностью совпадающих друг с другом и с текстом ЛМ; кроме того, автограф под загл. "Из "Иллюзий"" (предположительно более ранний). Вопреки загл., является самостоятельным стихотворением. По словам В. Кривича, оно -- единственное, которое из ранних своих стихов Анненский сохранял вместе со стихами, возникшими много позднее, хотя и не напечатал его (см.: ЛМ. С. 223)

    Notturno. ЛМ, где опубликовано В. Кривичем со ссылкой на автограф, датированный 24 февр. 1890 г. Три автографа, с вар. относительно друг друга и посв., в ЦГАЛИ. В ГПБ (фонд А. Н. Пыпина, N 621) список рукой С. К. Булича в письме его к Пыпину, без посв., с загл. "Notturno" (в соответствии с итальянской музыкальной традицией), полностью совпадающий с одним из автографов ЦГАЛИ, с датой 26 февр. 1890 г. и предназначенный для печати, как явствует из письма Булича (от 9 марта 1890 г.) с просьбой передать ст-ние в редакцию "Вестника Европы" и просьбой от лица автора набрать слово "Время" в ст. 8 разрядкой, а не курсивом. Печ. по списку. Поев, по автографу. Булич Сергей Константинович (1859--1921) -- профессор Петербургского университета, филолог-славист, теоретик музыки, композитор; на слова ст-ния написал романс.

    "Падает снег...". СиТ. Список в ЦГАЛИ -- с пометой В. Кривича в конце текста: "(По сообщению Мухиной) 1900 г. Единственный автограф у Е. М. Мухиной. По ее объяснению, Анненский одно время хотел взять текст для помещения в книгу, но потом или раздумал, или забыл". Другой список хранится у составителя (сделан Е. М. Мухиной и подарен ему в марте 1940 г.). Автограф, очевидно, не сохранился. Мухина Екатерина Максимовна -- жена А. А. Мухина (о нем см. вступ. ст., с. 15); оба они погибли в первую зиму блокады Ленинграда.

    "Для чего, когда сны изменили...". "Аполлон". 1911, N 1, с вар. ст. 4: "И свежей и шумнее трава". В ЦГАЛИ два автографа, один под загл. "Романс", другой без загл., с датой, с вар. ст. 4: "И свежей и шумнее трава" и ст. 7--8: "Лепестки хризантем развилися, Завитки твоих кос... Но зачем", и авториз. список. Печ. по этому списку.

    *Кэк-уок на цимбалах. ПС. Автограф в ЦГАЛИ, с вычеркнутыми после 2-й строфы двумя четверостишиями. Из примеч. В. Кривича: "Шутка была написана в Ялте, осенью 1904 г. Цимбалист играл в дневные часы на эстраде открытого ресторана в Городском саду" (ПС. С. 164). Кэк-уок - модный в начале XX в. танец, заимствованный у американских негров. Махмет-Мамай -- татарское имя. К варианту: Пьер-Луиджи (1525--1594) -- итальянский композитор, автор церковной музыки, уроженец г. Палестрины.

    На северном берегу. "Аполлон". 1911, N 1. Автограф и список в ЦГАЛИ. Что видел здесь я, кроме зла и муки. Во время пребывания в 1904 г. в Крыму на курорте Саки Анненский перенес очень тяжелую болезнь; выздоровление протекало в Ялте.

    Черное море. "Слово". 1906, 13 марта, "Лит. прил.", N 6. Автограф в ЦГАЛИ.

    Солнечный сонет. ПС. Автограф в ЦГАЛИ.

    "В ароматном краю этот день голубой...". ПС. Автограф в ЦГАЛИ.

    Братские могилы. ПС. Автограф и список, с пометой "Севастополь", в ЦГАЛИ. Имеются в виду братские могилы русских солдат и матросов, погибших в Севастопольскую кампанию 1854--1855 гг.

    Сирень на камне. "Аполлон". 1911, N 1, с вар. ст. 21: "Уж вечер близко, а пути". -- ПС. Автограф и маш. копия, с пометой "Севастополь", в ЦГАЛИ.

    Опять в дороге. ПС. Автограф, с датой, и список в ЦГАЛИ. Печ. по списку, где авторская поправка в ст. 21 (вм.: "Засели мы -- нет мочи").

    Ель моя, елинка. Сб. "Жатва". Т. 8, М., 1916, с вар. ст. 18: "И куда ты тянешь". -- ПС. Автограф в ЦГАЛИ.

    . ПС. Два автографа в ЦГАЛИ; один с датой.

    "Ноша жизни светла и легка мне...". ПС, где опубликовано со ссылкой на автограф, принадлежащий А. В. Бородиной, ныне неизвестный. Дата -- по ПС. Эпиграф -- первая строка ст-ния М. Роллина, переведенного Анненским под загл. "Безмолвие" (см. ст-ние 319). Горе безумной -- подразумевается гибель Офелии в трагедии Шекспира "Гамлет".

    Лира часов. Сб. "Жатва". Т. 8, М., 1916, с вар. ст. 2: "А маятник будто заснул", ст. 6: "Которого долго ждала" и ст. 15: "Твою так же тихо качнуть". ПС. Два автографа в ЦГАЛИ, один из них, с датой,-- в альбоме автографов В. Кривича. Лира часов. Имеются в виду принадлежавшие Анненскому напольные "старые темно-красные в форме лиры и с маятником лирой часы" (ЛМ. С. 219).

    *Ego. ПС. Источник этой публикации не установлен: возможно, это один из более поздних автографов или правленых списков, не находившийся в личном архиве поэта. В ЦГАЛИ два автографа, с вариантами ст-ния (приводятся в примеч. к ПС. С. 153), находятся в одной из авторских тетр., содержащей как списки ранних стихов, так и автографы оригинальных ст-ний и переводов из состава ТП и относящейся предположительно к 1890-м -- началу 1900-х гг., кроме того, там же список с вар.

    "Когда, влача с тобой бессильный разговор...". ПС. Список в ЦГАЛИ. Тургеневский малаец -- персонаж повести И. С. Тургенева "Песнь торжествующей любви", слуга феррарского патриция Муция, вывезенный с Востока.

    Еще лилии. ПС. Автограф и список, с подписью автора, в ЦГАЛИ.

    *"-- Сила господня с нами...". ПС. Автограф в ЦГАЛИ; на его обороте список "варианта" Черновой автограф -- там же.

    *Печальная странаИнфернальный -- адский, такой, как в аду.

    С кровати. ПС. В ЦГАЛИ беловой карандашный автограф, на обороте которого черновой автограф с многочисленными помарками; там же авториз. список с посв., совпадающий с беловым автографом. Поев. Д. В. Анненской.

    Из окна. ПС. Автограф, без загл., в ЦГАЛИ. В ст. 7 "гробы" (описка?) вм. зачеркнутого "горы" (как в ПС). Примеч. В. Кривича: "Горы глины сизой -- пресловутая голубая глина, которой одно время были полны перерытые улицы Царского Села" (ПС. С. 154).

    *Зимний сон. ПС. Четыре автографа в ЦГАЛИ, три беловых, два из них с вар., один под загл. "Зимний сон к снегу"; там же черновой, под загл. "Post mortem" ("После смерти", лат.-- Ред.), с вар. Пойдут Давиды -- то есть псалмы библейского царя Давида, исполнявшиеся на панихидах. Кандило -- подсвечник для нескольких свечей.

    Сон и нет. ПС, где напечатано со ссылкой на единственный автограф, предоставленный для публикации А. В. Бородиной.

    "Не могу понять, не знаю..."

    Мой стих. "Аполлон". 1910, N 11. Автограф в ЦГАЛИ.

    "Развившись, волос поредел...". ПС. Автограф в ЦГАЛИ.

    Тоска кануна. ПС. Автограф в ЦГАЛИ.

    Тоска синевы. ПС. Автограф в ЦГАЛИ. Сумнолицая

    Желанье жить. ПС. Автограф в ЦГАЛИ. Пени -- жалобы, сетования. Тристен

    Дымные тучи. ПС. Автограф в ЦГАЛИ.

    Тоска сада. ПС. Автограф и авториз. список, с одной поправкой автора, в ЦГАЛИ.

    . ПС. Автограф и список в ЦГАЛИ.

    Миг. ПС. Автограф в ЦГАЛИ.

    Завещанье. ПС. Автограф в ЦГАЛИ, под загл. "Из детского альбома", которое в списке ЦГАЛИ (более позднем) зачеркнуто и заменено на "Завещание"; там же вписано посв. -- см. примеч. 60--62 (3).

    На полотне. ПС. Автограф в ЦГАЛИ. Анкилоз

    К портрету Достоевского. ПС. Два автографа в ЦГАЛИ. Печ. по списку с авторскими правками (ЦГАЛИ).

    К портрету. ПС. Автограф в ЦГАЛИ. В огл. авторской тетр. обозначено: "К портрету (Е. Левицкой)". Левицкая Елена Сергеевна (ум. 1915) -- педагог, основательница и руководительница средней школы на правах классической гимназии с совместным обучением мальчиков и девочек (в Царском Селе).

    . ПС. Автограф в ЦГАЛИ. Виксатин -- род клеенки, также сделанный из виксатина откидной верх пролетки.

    Любовь к прежнему"сыну", и совпадающий с ним список с посв.: "(В. И. А.)" в ЦГАЛИ.

    Что счастье? "Аполлон". 1911, N 1. Автограф в ЦГАЛИ, там же список с авторской поправкой в ст. 8: "За неприглядностью одежд".

    "Нет, мне не жаль цветка, когда его сорвали...". Альм. "Гриф". М., 1913. Автограф в ЦГАЛИ.

    . "Аполлон". 1910, N 8. Автограф в ГПБ, два автографа в ЦГАЛИ, один -- с явными описками и вар.: ст. 16: "Скоро станет ребячьей забавой", ст. 20: "И прошедшее стало наш идол". В черновом автографе ЦГАЛИ ст. 14 зачеркнут: "Чем вознесся наш хищник двуглавый". В темных лаврах гигант на скале -- памятник Петру 1 работы скульпторов Этьена-Мориса Фальконе и Анн-Мари Колло.

    Decreschendo"Аполлон". 1910, N 11. Автограф и авториз. маш. копия в ЦГАЛИ.

    За оградой. "Аполлон". 1910, N 11, с вар. ст. 9: "Только зори ли кровавы". - - ПС. Беловой автограф в ГПБ. В ЦГАЛИ черновой автограф, с зачеркнутым загл.: "Ночь на Ивана Купала", и авториз. маш. копия под загл. "За оградой" и с поправками рукою поэта.

    "Если больше не плачешь, то слезы сотри...". Сб. "Жатва". Т. 8. М., 1916. Черновой автограф в ЦГАЛИ, без загл. и с зачеркнутым фр. загл. "Banalite" ("Банальность". -- с членением на двустишия; там же список без поправок и с членением на 3 строфы по 4 стиха.

    "В небе ли меркнет звезда...". "Аполлон". 1910, N 11. Автограф в ЦГАЛИ. В ст-нии использованы образы евангельской притчи. Фарисей Мытарь -- сборщик податей, лицо, презираемое в общественных верхах древней Иудеи.

    Мелодия для арфы. "Слово". 1906, 12 февр., "Лит. прил.", N2. Автограф в ЦГАЛИ.

    "Когдаб не смерть, азабытье...". "Аполлон". 1911, N 11. Автограф в ЦГАЛИ. Печ. по маш. копии ЦГАЛИ, имеющей авторские поправки.

    Песни с декорацией. ПС. Загл. микроцикла не зафиксировано в рукописях, но, по свидетельству В. Кривича, принадлежит Анненскому (ПС, предисловие. С. 10). Первое и второе ст-ния записаны во 2-й тетр. "кипарисовой шкатулки", где помещены рядом, а третье -- в 3-й тетр., где помещено между ст-ниями "Ель моя, елинка" и "Лунная ночь в исходе зимы". В настоящем изд., в отличие от ПС, не образуют особого раздела и даются в общем ряду стихотворений из авторских тетрадей -- по месту записи первых частей микроцикла.

    1. ПС, где опубликовано по позднему списку со вставками рукою автора; в этом списке ныне, однако, сохранилось только 6 строф (один лист утрачен). Два беловых автографа в ЦГАЛИ, один под загл. "История для гармони", без ремарки, с вар., и другой, с зачеркнутым загл. "Гармонные переборы", с вар. в "декорации". В автографе ЦГАЛИ разночтение в "декорации": "Туманная и черная ночь под осень. Старая яблоня. Догорающий костер. Хромой оборванец перебирает лады старой гармоники" и в ст. 46: "Сиди пастух с трубой" (зачеркнуто: "пастух-ерой", "да волком вой"; последнее сохранено в позднейшем списке); там же авториз. список с "декорацией", вписанной рукой Анненского. Примеч. В. Кривича: "Кроме того, имеется еще автограф этих стихов (беловой на отдельных листах), видимо, более ранний. Здесь стихи не снабжены декорацией, строфы не разделены многоточиями" (ПС. С. 159). Далее В. Кривич приводит отдельные разночтения. Этот автограф обнаружить не удалось. -- крейсер в составе русского флота во время русско-японской войны. Артур -- Порт-Артур. Бой (boy, англ.Резиденция -- здесь: столица.

    2. Два беловых автографа в ЦГАЛИ, один с вар. Вместе с. предыдущим ст-нием было объединено первоначально под загл. "Ночные песни-сцены", вписанным на отдельной странице авторской тетр. Встрену "встречу". Латушка -- плошка, миска.

    3. Беловой автограф в ЦГАЛИ, под загл. "Колокольчи<ки>" (или "Колоколы"?), без ремарок; там же авториз. список с "декорацией", вписанной рукой Анненского, но неполный -- только до строк: "Мало было вам? Вам? Дам". Печатаемый текст представляет собой контаминацию списка с его "декорацией" и дальнейшей части текста автографа; там же список, в который автором внесена начальная ремарка -- "декорация" (в остальном совпадает с автографом). Примеч. В. Кривича: "Здесь, кроме основного поддужного колокольчика, "говорят" и бубенчики и т. н. "глухари" или "лопотуны" (большие шейные бубенцы из жести). Иногда тройка останавливается; м. б. встреча; пробивается свист поземки; поправляют упряжь; встряхиваются лошади; колокольчики лениво перезваниваются между собою. День, дома бы день, день один -- высказанная вслух, затаенная, неосуществимая мечта измотавшегося колокольчика. Сказанное находится в точном соответствии с тем, что говорил по поводу этих стихов автор. Читал "Колокольчики" Анненский несколько монотонным речитативом, меняя 2--3 раза тон и выделяя те места, которые являются как бы "вкрапленными" в рассказ" (ПС. С. 160).

    Три слова"С крестом на вые, на панели"; там же маш. копия с авторской правкой.

    Зимний романс. "Аполлон". 1911, N 1. Автограф в ЦГАЛИ, другой -- в ГПБ. Лира часов -- см. примеч. 176.

    . ПС. Черновой автограф в ЦГАЛИ, под загл. "В бессонную ночь", с вар.; там же маш. копия с авторской поправкой загл. на "Бессонные ночи". Оцет -- скисшее вино, уксус, которым, по евангельскому преданию, была смочена губка, поднесенная на конце копья к устам распятого Христа.

    Тоска миража. Альм. "Гриф". М., 1913, без загл. - - ПС. Автограф в ЦГАЛИ; загл. вписано в верхнем левом углу. Приписка В. Кривича: "Поправка написана О. П. Хмара-Барщевской по просьбе автора". Авториз. список в ЦГАЛИ, под загл. "Тоска миража".

    . ПС. Автограф в ЦГАЛИ. Микулич. (псевдоним Веселитской Лидии Ивановны, 1857--1936) -- писательница, автор бытовых повестей и рассказов; долгое время жила в Царском Селе. Нимфа с таицкой водой "Девушка с разбитым кувшином (Молочница, Перретта)", работы П. П. Соколова, в Екатерининском парке. Таицкая вода -- из водопровода, проложенного от села Тайцы и питавшего парковые пруды. Лебедь -- образ местного духа-покровителя (на Большом озере плавали лебеди). Фелица -- "киргиз-кайсацкая царевна" в "Сказке о царевиче Хлоре", написанной Екатериной II, которую Г. Р. Державин воспел в оде "Фелица" (от лат. felicitas -- счастье). Имеется в виду памятник Пушкину работы Р. Р. Баха (см. примеч. 105-- 107). Там были розы. Имеется в виду "Розовое поле" в Екатерининском парке, первоначально обсаженное розами, которые впоследствии одичали.

    "Я думал, что сердце из камня...""Аполлон". 1911, N 1. Два автографа в ЦГАЛИ, один из них с вар., там же черновой автограф, с зачеркнутым загл. "Под колокольные звоны", и ряд черновых набросков.

    На закате. "Слово". 1906, 29 мая. "Лит. прил.", N 15, под загл. "В зацветающих сиренях". Два автографа в ЦГАЛИ, один из них без загл. и с вар.; там же список. Печ. по беловому автографу ПД (по-видимому, более позднему) на отдельном листе. Бегичева Нина Петровна (1869--1942) -- родственница жены Анненского.

    . "Аполлон". 1911, N 1. Автограф в ЦГАЛИ, в ст. 8 незачеркнутый вар.: "На сетчатом фоне -- на фоне дрожащих теней". Принимается вар. "Аполлона", повторенный в ПС.

    Аметисты. ПС. Автограф в ЦГАЛИ, где под общим загл. "Аметисты" записаны два ст-ния, одно из которых автор отобрал для КЛ (см. примеч. 72--74, 1); другое помещено здесь.

    "Только мыслей и слов..."

    Осенняя эмаль. ПС. Автограф в ЦГАЛИ.

    *Сверкание. ПС. Три автографа в ЦГАЛИ, два без загл., с вар., и один, беловой, под загл. "Сверкание"; там же список без загл., с подписью автора. В ПС опубликовано по автографу, принадлежавшему Е. М. Мухиной (см. примеч. 163) и совпадающему с беловым автографом ЦГАЛИ.

    . ПС. Автограф в ЦГАЛИ. Возможно, имеется в виду собор Св. Стефана в Вене, где поэт был проездом (наиболее известный храм этого имени). Фенол -- см. примеч. 84--86 (2).

    Последние сирени"Аполлон". 1911, N 1. Два автографа, один, черновой, в ЦГАЛИ.

    Сумрачные слова. ПС. Автограф в ЦГАЛИ, с зачеркнутым фр. загл. "Education sentimentale" ("воспитание чувств", "сентиментальное воспитание". -- Ред.) Стора -- штора.

    . ПС. Два автографа, один из них черновой, в ЦГАЛИ. См. вступ. ст., с. 24--25.

    "Но для меня свершился выдел...". СиТ. Автограф в ЦГАЛИ; там же, в записной книжке 1898 г. -- наброски ст-ния под загл. "Царь миражей".

    К моему портрету

    К портрету А. А. Блока. СиТ. Автограф в ЦГАЛИ. Было включено в машинописный наборный экземпляр ПС (находящийся ныне в ЦГАЛИ), но в окончательный текст книги не вошло. Об отношении Анненского к поэзии Блока см. вступ. ст., с. 44. Четверостишие, возможно, относится к портрету Блока кисти К. Сомова, репродукция которого была помещена в журн. "Золотое руно" (1908, N 1).

    Поэту. СиТ. Черновой автограф в ЦГАЛИ.

    Раздел сайта: