• Приглашаем посетить наш сайт
    Блок (blok.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "STATUS"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Асоян А. А.: К семиотике орфического мифа в русской поэзии (И. Анненский, О. Мандельштам, А. Ахматова)
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    2. О формах фантастического у Гоголя
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    3. Филатова О. Д.: К вопросу о понимании трагического на рубеже веков: Иннокентий Анненский
    Входимость: 1. Размер: 29кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Асоян А. А.: К семиотике орфического мифа в русской поэзии (И. Анненский, О. Мандельштам, А. Ахматова)
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: («Я в хоровод теней...» - 1920), компрометируют психагогию как художественную идею: Я в хоровод теней, топтавших нежный луг, С певучим именем вмешался... Но все растаяло - и только слабый звук В туманной памяти остался 3 . Мандельштам - не психагог, но, несомненно, Орфей 4 : «Он опыт из лепета лепит. И лепет из опыта пьет» (М - 229), и только А. Дейч мог отказать поэту в праве чувствовать непринужденную близость к Орфею 5 , хотя в рецензируемом Дейчем «Камне» уже очевидна «орфическая» преданность Музыке, которая так восхищала Н. Гумилева 6 . Другой атрибут «орфического» призвания поэта был позже указан Н. Мандельштам: «Есть, - писала она по поводу «любовной» лирики Мандельштама, - таинственная связь стихов с полом, до того глубокая, что о ней почти невозможно говорить» 7 . Вместе с тем и в начале пути, ощущая себя не мистагогом, а «пешеходом», Мандельштам в стихотворении «Пешеход» (1912) сформулировал «лирически трезвую» мысль: «... музыка от бездны не спасет» (М - 102). В свете психагогической проблематики интересны «летейские» стихотворения Мандельштама 1920 года «Когда Психея-жизнь спускается к теням...» и «Я слово позабыл, что я хотел сказать...», которые печатались под общим названием вместе со стихотворением «Возьми на радость из моих ладоней...» 8 . По убедительному мнению С. Ошерова, образы ласточки (души) и горячего снега, общие для второго стихотворения микроцикла и «глюковского» стихотворения «Чуть мерцает призрачная сцена...», написанного под впечатлением оперы, возобновленной в 1919 году Г. Фительбергом и поставленной В. Мейерхольдом, дают основание полагать, что в мифологическом пространстве Аида, явившемся...
    2. О формах фантастического у Гоголя
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    Часть текста: у Гоголя Серия "Литературные памятники" Иннокентий Ф. Анненский, М., "Наука", 1979 О формах фантастического у Гоголя (Речь, читанная на годичном акте гимназии Гуревича {1} 15-го сентября 1890 г.) Я буду иметь честь говорить присутствующим о формах фантастического у Гоголя. Гоголь - реалист и сам по себе и как глава целой школы реалистов, шедших непосредственно по его стопам: Достоевского, Писемского, Островского. Покажется поэтому несколько странным, почему я говорю о Гоголе как творце фантастического. Это надо пояснить. Цель моей речи по преимуществу теоретическая, а Гоголь дает только примеры, важные для меня, потому что они всем известны, - это во-первых. Фантазия Гоголя весьма разнообразна и отличается страшной силой, а потому примеры ярки, - это во-вторых. Наконец, трудно найти в русской литературе более тесное сплетение фантастического с реальным, чем у Гоголя, а это - то именно меня в данном случае и интересует. Термины "фантастическое" и "реальное" равно применяются к жизни и к творчеству. Что такое фантастическое? Вымышленное, чего не бывает и не может быть. Богатырь, выпивающий за единый дух чару зелена вина в полтора ведра. Тень Банко, кивающая окровавленной головой {2}. Собака, пишущая письмо подруге {3}. Что такое реальное? В жизни то, что может быть, в творчестве, кроме того, типическое. Мужики философствуют перед бричкой Чичикова, налетевшей на тарантас губернаторской...
    3. Филатова О. Д.: К вопросу о понимании трагического на рубеже веков: Иннокентий Анненский
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    Часть текста: вслед за Ходасевичем говорит о «чудовище», более «страшном», чем «циклоп скуки» - о смерти, небытии 1 . В. Кривулин предполагает, что «страх и эстетика боли коренятся в изначальных, детских ощущениях автора» 2 , в болезни. К. Верхейл в статье «Трагизм лирики Анненского», отталкиваясь от несомненности «острого чувства трагизма жизни», свойственного поколению поэта, пытается определить и его специфику. По мнению Верхейла, у предшественников (Лермонтов) и тех, чья творческая индивидуальность складывалась в начале XX века (поздний Блок, Маяковский, Ахматова), субъект лирики был «героем-жертвой в общественной или космической драме». Специфика «поколения Анненского, жившего в сравнительно благополучное время», заключалась в том, что «для него трагедия жизни была прежде всего внутренним переживанием, драмой, свершающейся в замкнутом мире несчастного субъекта» 3 . В первом случае трагический конфликт обобщается в «модели борьбы человека с угрожающим ему миром в моменты катастрофические», во втором «выражение... трагизма» имело другую основу и «жизненные трагедии были... исключительно внутренними» 4 . В наблюдении Верхейла есть рациональное зерно, но при этом многое требует уточнения и корректировки. В первую очередь вызывает сомнение разведение по разные стороны субъективного, «внутреннего переживания» жизни как трагедии и - объективного противостояния «страдающего "я" ... и...